Петербургский бизнесмен вырастил фирму с оборотом 1,7 млрд рублей на торговле замороженным мясом

Автор фото: Беликов Валентин

Андрей Уляшев (32 года) 11 лет работал по найму в сфере продаж и управления персоналом. И вряд ли думал, что в это время закладывает основу для своего будущего бизнеса — торговли замороженным мясом. Эта основа — контакты, благодаря которым Андрей нашел поставщиков, инвестора и в итоге вырастил фирму с оборотом 1,7 млрд рублей.

"Когда в аудитории вывесили плакаты радиоуправляемых торпед, я понял, что работать по специальности не хочу", — вспоминает Андрей годы учебы в Государственном морском техническом университете. Уже на третьем курсе молодой человек стал искать для себя другую сферу применения и устроился продавать программные продукты.
В 2011 году университетский приятель Андрея предложил ему войти в состав учредителей фирмы, которая будет заниматься поставками мяса из Белоруссии. Тогда Андрей был руководителем департамента по работе с клиентами компании, продающей ПО для бухгалтеров и юристов. Он соблазнился интересным предложением и стал одним из четырех сооснователей фирмы "Экстрабалт". Предприятие свернулось через полгода: совладельцы не сошлись во взглядах. Но для Андрея это оказалось началом собственного пути в бизнесе. "Я получил опыт в новой для себя сфере, контакты, представление о том, как это должно работать, и небольшие деньги, — говорит Андрей, — а также нашел партнера для собственного дела". Им стал сотрудник, которого Андрей принял на работу в "Экстрабалт".

Белорусское начало

В сентябре 2011 года партнеры основали компанию "МК Нева–Продукт" (впоследствии Андрей выкупил долю своего компаньона и стал единоличным владельцем бизнеса), которая поначалу работала в том же русле: занималась поставками замороженного мяса из Белоруссии в Россию. Затем ассортимент продукции и география поставщиков расширились: Андрей знакомился с иностранными производителями мяса на тематических выставках в Петербурге, Москве, Париже. Так он стал поставлять в Россию свинину, говядину, курицу из Европы и Америки. Первого клиента Андрей нашел среди тех, с кем познакомился еще во время работы над "Экстрабалтом". Таким образом, первая крупная сделка — 20 т уругвайской говядины для российского мясоперерабатывающего завода — прошла уже через 1,5 месяца после открытия новой компании.
И вместе с тем партнеры понимали: чтобы работать с крупным оптом, им нужно вложить в дело десятки миллионов рублей, а собственные инвестиции в бизнес до такого порога не дотягивают. Вопрос решился с помощью инвестора: снова Андрею помогли наработанные контакты.

Отечественный кот

Ситуация на рынке мяса в 2011 году была стабильнее, чем сегодня.
"Было понятно, за сколько ты купишь мясо и за сколько потом будешь продавать, какую получишь прибыль. Рынок не лихорадило так, как сейчас, работать было проще", — рассказывает Андрей. Он потерял не один миллион рублей, когда ввели санкции. Вспоминать об этом предприниматель не любит: приходилось переуступать большие партии, застрявшие на таможне.
"Рынок очень волатильный: на некоторые продукты цены повысились чуть ли не в 2 раза, возить некоторые виды мяса стало совершенно нерентабельно, — констатирует Андрей. — Сейчас мы в зоне турбулентности. Наша задача — понять, куда будет двигаться самолет, то есть рынок. Надо подождать, а затем подхватить тренд".
Основной доход компании (около 90%) сейчас приносят оптовые поставки замороженной свинины, курицы, говядины. Остальные 10% — сезонные продажи индейки, утки, баранины, кролика. Расходится товар по всей России.
В компании Андрея работают 25 человек. Она привозит мясо из Уругвая, Парагвая, Бразилии, Чили, Мексики, Аргентины. Чтобы удержаться на плаву, в 2015 году пришлось заняться отечественным мясом (курицей и свининой), а также расширить каналы распространения: раньше это был только крупный опт, а сейчас поставки начинаются от 500 кг. Среди клиентов и оптовики из регионов, и небольшие колбасные цеха, и среднерозничные и мелкооптовые компании, которые поставляют мясо в рестораны и бары. Все это помогло сохранить бизнес в период кризиса, но породило и новые проблемы. "Если с иностранными производителями все понятно и качество от партии к партии остается на одном уровне, то качество российских поставщиков "гуляет", — сокрушается Андрей. — Это всегда кот в мешке: одна партия может быть очень хорошей, а другую приходится отправлять назад".
Кроме того, из–за санкций, кризиса, валютных скачков цены на мясо приходится корректировать каждую неделю.

Выжившие

В 2012 году оборот ООО "МК Нева–Продукт" составил 1,2 млрд рублей, в 2014–м — 1,6 млрд, в 2015–м — 1,7 млрд. Между тем емкость рынка мяса в России сокращается: в 2015 году — на 1,6% к уровню 2014–го, до 10,6 млн т (данные агентства "ИКАР"). Импорт составил 1,2–1,3 млн т — на треть меньше, чем в 2014–м. В России выросло производство свинины и особенно мяса птицы, сократилось производство говядины.
Гендиректор компании "Мясная академия" (торговая марка "Диета 18") Сергей Смирнов отмечает, что многие компании, завязанные на иностранных поставщиках, вынуждены были прекратить свою деятельность: "В числе участников рынка осталось весьма незначительное количество крупных импортеров, которые сумели адаптироваться к изменчивым условиям рынка, диверсифицировали бизнес в область логистики и дистрибуции, сохранили компетенции операторов мясного рынка, направив ранее инвестиции в логистические центры, транспорт, организацию дистрибуции в ретейле. Большинство компаний-импортеров, в частности владельцев птичьих и свиных квот, прекратили или прекращают деятельность ввиду отсутствия перспектив для успешного бизнеса".
Стремительное развитие животноводства в России начиная с середины 2000-х годов при активной поддержке правительства РФ привело к удвоению внутреннего производства мяса, а также к значительному сокращению в общем потреблении доли импорта. "Начиная с 2015 года российское птицеводство, включая поставки из стран СНГ, практически полностью покрыло потребности рынка: в январе-октябре 2015 года емкость рынка мяса птицы составила около 3 500 000 тонн в убойном весе, в котором доля импортной продукции не превысила 6,5%. "Не менее стремительными темпами к концу 2015 года развивалась и свиноводство: за 10 месяцев текущего года было произведено около 1 850 000 тонн мяса свинины в убойном весе, оставив импорту не более 12% доли рынка. Следует заметить при этом тенденцию к дальнейшему росту внутреннего производства, которое уже в 2016 году, вероятно, окажется в состоянии полностью удовлетворить спрос на эти виды мяса", — уточняет эксперт. Таким образом, говорит Сергей Смирнов, развитие сельского хозяйства за последние 10 лет привело к переходу импортеров мяса из категории доминирующих поставщиков в область регуляторов сезонных колебаний спроса на отдельные виды продукции. Среди прочих факторов, способствовавших снижению импортных поставок в Россию, он также указывает как ограничительную политику государственных регуляторов, так и ослабление национальной валюты.
"В настоящее время импорт переживает не простой период: его существование еще пока поддерживается, с одной стороны значительным падением мировых цен на свинину и говядину, что позволяет, даже при высоком курсе доллара по отношению к рублю, находить возможность конкурировать по некоторым видов продукции с российскими производителями, с другой стороны, на рынке по- прежнему сохранился спрос на крупные объемы замороженного мяса, который может быть удовлетворен силами импортных поставок, включая мясо говядины, производимое в России в недостаточном количестве. -  резюмирует специалист. -  Но, учитывая тенденции развития животноводства и переработки, а также возможное дальнейшее сокращение спроса населения, таких возможностей становится все меньше и меньше".