Как заканчивается "волшебство" на выборах

Автор фото: Артем Коротаев/ТАСС

Вероятность того, что председатель Центризбиркома Владимир Чуров весной не продлит свои полномочия, оценивают уже как близкую к стопроцентной. Это неудивительно — со своим прямолинейным подходом "волшебник" уже плохо вписывается в новую, более технологичную  концепцию Кремля.

Весной истекает срок полномочий действующего состава Центризбиркома, и СМИ ждут, что его председатель Владимир Чуров покинет свой пост. Разговоры о том, что на третий срок Чурову рассчитывать не приходится, идут на самом деле давно. Сейчас же источники "Ведомостей" утверждают, что это произойдет, на 90%.
"Волшебник" Владимир Чуров — а таким прозвищем его наградил не кто-нибудь, а сам Дмитрий Медведев после выборов в Госдуму 2011 года — был избран главой ЦИК в 2007 году и переизбран в 2011-м. Собственно, непродление полномочий напрашивается даже и логически; на третий срок в современной России идти не принято. До этого Чуров был депутатом Госдумы от ЛДПР, а еще раньше трудился в администрации Петербурга, в 1990-х был заместителем Путина в комитете по внешним связям.
Но кроме простого соображения о третьем сроке есть и практические соображения. Для того, чтобы их увидеть, нужно посмотреть на то, в каких условиях Владимир Чуров начинал работу и в каких заканчивает.
Председатель ЦИК провел две кампании по выборам в Госдуму, в 2007 и 2011 годах, назначаясь и переназначаясь непосредственно перед ними, а также две кампании по выборам президента, в 2008 и 2012 годах. Два его срока различались. Кампания-2007 проходила в условиях ужесточения избирательного законодательства: был повышен с 5 до 7% проходной барьер, отменены одномандатные округа, порог явки и графа "против всех".
"Единая Россия" обеспечила себе по итогам этих выборов конституционное большинство в парламенте. Несмотря на то что оппозиция традиционно жаловалась в суд на несправедливые выборы и административный ресурс, никаких серьезных последствий для власти не было. После того как малые партии не смогли пробиться в Думу, правила ужесточили еще больше, учредив такие требования для создания партий, что соответствовать им могли только семь. Концепция подразумевала, что в России как бы есть по одной партии для всех систем политических взглядов. Владимир Путин стал лидером "Единой России". Далее без сучка и задоринки были проведены и выборы президента, по итогам которых кресло занял Дмитрий Медведев.
Следующая кампания, 2011 года, проходила уже в условиях большой тесноты для политических сил. Хотя единороссы по итогам сократили присутствие в Думе, она вылилась в невероятное по масштабу применение административных технологий и привела к протестам как парламентской, так и непарламентской оппозиции. В крупных городах, особенно Петербурге и Москве, собирались многотысячные митинги, в которых принимали участие даже вполне респектабельные люди вроде Алексея Кудрина. Лидеры парламентского меньшинства в свою очередь устраивали демарши в Госдуме и осаждали Дмитрия Медведева со своими претензиями.
Источник:
Концепция изменилась, когда в администрацию президента перешел работать из правительства Вячеслав Володин. Первым заместителем АП он стал в декабре 2011 года, то есть сразу после скандальных выборов. Обратным курсом проследовал заместитель главы АП Владислав Сурков, давний оппонент Володина. Тогда и начала закатываться звезда Владимира Чурова.
Кремль отреагировал на протесты, немного отпустив вожжи. Во-первых, были обратно максимально упрощены правила создания партий, во-вторых, возвращены прямые выборы губернаторов, в-третьих, возвращены одномандатные округа. Да, все это, в особенности выборы, обставлялось рогатками, которые фактически сводили реформы на ноль. Но тем не менее в отношениях власти и общества наступил новый период, который поначалу сгоряча даже попытались назвать оттепелью. А Путин покинул должность лидера "Единой России", переключившись на свой Народный фронт.
Вячеслав Володин взял курс на "свободные и честные выборы". Чуровский подход его не устраивал — получалось прямолинейно и слишком скандально. Сам "волшебник" угодил в эпицентр скандала со 146% — на одном из региональных телеканалов итоги голосования сложились именно в такое количество избирателей. Хотя это была техническая ошибка сотрудников телеканала, "146%" прочно приклеилось к Чурову и стало символом организации выборов в России. Власти в регионах постоянно изобретали какие-то новые способы обвести избирателя вокруг пальца: то это были летучие отряды с временной регистрацией, то голосование по почте, то досрочное голосование. Это и было сутью "волшебства", результат действительно, фигурально выражаясь, наколдовывали.
Так можно было работать, наверное, в тучные годы, когда народ мало склонен к протестам, а теперь результат был нужен не любой ценой. Задачу, поставленную Володиным, не сформулированную, но вполне явную, можно было бы выразить так: делай что хочешь, но чтобы такого, как в 2011 году, больше не повторялось.
Дело тут не в том, чтобы на самом деле обеспечить свободные и конкурентные  выборы — радикальной оппозиции по-прежнему на выборы ход заказан, и конкуренция остается управляемой, — а в том, чтобы не давать прямых поводов для возмущения, на которые власти по существу нечего ответить. Последней каплей могли стать выборы губернатора Петербурга в 2014 году. По свидетельству близких к процессу политологов, Вячеслав Володин был страшно ими недоволен, хотя в публичную плоскость недовольство решили все же не выносить. Сейчас, в ухудшающихся экономических условиях, потенциальный риск протеста нарастает по сравнению с 2011 годом еще больше.
Время "волшебства" заканчивается. Процесс выборов должен стать не залихватским, а сугубо технологичным. Железный конь, как говорится у классиков, приходит на смену крестьянской лошадке.