Десять самых интересных ресторанных открытий прошлого года

В Петербурге на 465 закрытий заведений общепита за 2015 год пришлось 313 открытий кафе и ресторанов. "ДП" по традиции составил десятку самых интересных мест, появившихся в прошлом году.

Если звезды зажигают, значит, это кому–нибудь нужно. В конце этой строчки можно не ставить знак вопроса. Конечно, нужно. Например, Петербургу однозначно необходимы звездные шеф–повара. Один из кандидатов в таковые — Евгений Викентьев, у которого под конец года появилось еще одно рабочее место — ресторан Hamlet&Jacks. Если "Винный шкаф" на Рубинштейна рекомендован в первую очередь тем, кто хочет пить и веселиться, то в Hamlet&Jacks можно отправляться за гастрономией. Интерьер из тех, которые проще всего описать словом "ненапряжный", в динамиках играет расслабляющий джаз, а в тарелках то, что можно назвать затейливым креативом. Смелые сочетания и интересные детали, обнаруживая которые не раз вспоминаешь "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!" Особо рекомендованы: палтус с кускусом и соусом из кокосового молока и кролик с соусом голландез и лазаньей из гречневой муки. Волынский пер., 2. Средний счет — 1200 рублей.
Одна из дежурных тем разговоров для петербуржца — конечно же москвичи. Когда вам в очередной раз начнут рассказывать, что именно в столице угнездилось все мировое зло, вместо бесплодных споров отведите резонера в ресторан "Блок". Его открыл столичный адвокат Александр Раппопорт, но это лучше сообщить уже после того, как ваш собеседник закажет, к примеру, серые щи с гусем и белыми грибами и стейк "Квазимодо". Горячая благодарность гарантирована. "Блок" расположился на последнем этаже "Ленинград Центра", один вид золотых дверей которого способен отпугнуть многих. Сам ресторан не менее грандиозен, например, огромные "картинные" рамы по вечерам оборачиваются каминами! Но такого выбора стейков больше нет нигде. Кстати, название ресторана — это игра слов. Потому что доска для разделки мяса называется мит–блок.
Потемкинская ул., 4А. Средний счет — 2500 рублей
Ресторан, широко известный в узких кругах. А большего и не надо: ведь в "Морошке для Пушкина" всего семь столиков. И ведь не попасть, несмотря на то что у заведения нет даже вывески. Впрочем, и предыдущие проекты владельцев "Морошки для Пушкина" — ресторан–винотека Tre Bicchieri и бар Big Wine Freaks тоже всячески сторонились публичности. Новое заведение квартирует в здании Круглого рынка Кваренги. Покружив по его коридорчикам и наконец оказавшись в монохромном хвойном лесу, среди которого установлены столики, ощущаешь себя фактически избранным. "Морошка для Пушкина" не декларирует, а на деле продвигает идеи локальности и сезонности продуктов. Именно потому в осенне–зимнем меню так много корнеплодов: слайсы из сельдерея шеф ресторана использует даже для приготовления десерта. Настоящий fine–dining.
Наб. реки Мойки, 3. Средний счет — 3000 рублей
Белка — это Александр Белькович. Про него совершенно точно можно сказать, что он крутится как белка в колесе, и все ему в удовольствие, и все ему в радость: снимается в телешоу, пишет книги, играет диджей–сеты… Александр был ответствен за немыслимое количество проектов холдинга Ginza Project, но вот наконец открыл заведение, в котором все сделал как хотел: построил большую открытую кухню, собрал любимые блюда — от сингапурского чили–краба до капкейков, привез из заграничья модные стаканчики с этикетками будто из–под газировки и даже тренажер установил. Просто чтобы весело было! Целевая аудитория Бельковича — девушки от 16 и старше. Именно для них он установил в "Белке" стеклянные витрины, в которых растет всяческая трава. Теперь посещение ресторана — это не только лишние калории и сантиметры, но и фреш из пророщенной пшеницы с кусочком ананаса. Сплошная польза.
Рыбацкая ул., 2. Средний счет — 1800 рублей
Это, конечно, распространенный на Западе прием: когда под одной крышей работают пафосный ресторан и заведение попроще. Нынешнее время располагает к простоте: так что, попав в GooseGoose Bistro, еще трижды подумаешь, стоит ли подниматься в расположенный на втором этаже ресторан. Тем более что здесь не только хорошо, но и раза в полтора дешевле. Суперкомфорта ждать не стоит: столы напоминают пятикопеечные монеты, а помещение вытянуто как пенал, зато кухня работает отлично.
Конечно, первым делом нужно брать пинцу — местную вариацию пиццы из рисовой, соевой и пшеничной муки, которую придумал Валентино Бонтемпи. Например, с каперсами и анчоусами или кальмарами и креветками.
Б. Конюшенная ул., 27. Средний счет — 1200 рублей.
Удивить жителя Петербурга пиццей не сложнее, чем плохой погодой: и того и другого в городе с избытком. Но создатели 22 cm решили заморочиться и сделать все как в Неаполе. Местная пицца, диаметр которой определен названием, какие–то секунды проводит в огнедышащем жерле печи, своей формой напоминающей половинку батона, посыпанного мукой, — и вот она уже готова: вовсе не идеальная по форме, пузырящаяся и в черных подпалинах, но оттого выглядящая еще более аутентичной. Интерьер 22 cm сама простота: столики, скрепленные металлическими уголками, и сваренные чуть ли не вручную стулья. Но ведь мы идем сюда не за этим.
Ул. Жуковского, 45. Средний счет — 1000 рублей
Это ресторан, который язык не повернется назвать рестораном, а скорее поместье на берегу Финского залива. Ginza Project открыла "Нашу дачу" в доме, который когда–то принадлежал фрейлине Анне Вырубовой. Внутри все так, будто на дворе не 2016–й, а 1916 год, а вокруг здания — веранды, террасы, мангал, пруд, пляж, оранжерея, мини–зоопарк и пр. Точное количество мест не поддается учету, но и то всех желающих порой не вместить: летом сюда устремились не только жители Репино, но и половина Петербурга. С точки зрения гастрономии открытий здесь искать не стоит, но кто их ищет на даче! А вот караси в сметане здесь всегда к месту!
Это, наверное, самый смелый проект года: Grand Hotel Europe, которому, как говорится, есть что вспомнить за свою почти полуторавековую историю, вдруг взял и открыл совершенно современный паназиатский ресторан — не только по содержанию, но и по форме. Здесь нет никаких виньеток или ар–деко — огромный зал выглядит так, будто мы находимся не в Петербурге, а в Токио. Здесь, безусловно, дорого, хотя, наверное, не так, как в районе Гинза. Впрочем, когда заказываешь салат с уткой, карамелизированными сливами, соусом из манго и зернами граната, понимаешь, что потратился совсем не зря.
Михайловская ул., 1/7. Средний счет — 4000 рублей
Только настоящие мечтатели могли открыть кафе там, где уже провалилось множество заведений, да еще и в тот момент, когда наб. реки Фонтанки закрылась на ремонт. Но у них получилось! Шеф Антон Абрезов из тех, кого принято называть "молодой да ранний". Его сочетания вкусов и текстур никак не назовешь банальными: на доске с сырами и колбасами грана падано соседствует с вареной сгущенкой, а горгонзола — с хрустящими смородиновыми листьями. Цель шефа: не только услаждать, но и удивлять. Чего только стоит паштет из говяжьих сердец, который оказывается набором "конфет", украшенных сахарной ватой, или десерт "Дети в песочнице играют с цементом". Бояться не стоит: роль цемента играет домашняя халва.
Наб. реки Фонтанки, 11. Средний счет — 1200 рублей
Панорамный ресторан на крыше, притом что еще и двухэтажный. Интерьер "Гастрономики" построен на контрасте с окружающим пространством: внутри все красное, желтое и белое, снаружи — серое и местами благородно–проржавленное. Впечатления от кухни также противоречивы. С одной стороны, здесь готовят все подряд: и пиццу, и вок, и суши с роллами. С другой — в "Гастрономике" больше всего удивляют, казалось бы, самые избитые и заурядные блюда, типа оливье или борща. Шефу Антону Исакову удалось почти невозможное!
Стремянная ул., 21/5. Средний счет — 1800 рублей