"ДП" нашел главные отличия между экономиками России 1998-го и 2016-го

Автор фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсант

Нефть пробила отметку $30, а Минфин пугает россиян инфляцией образца 1998 года в случае, если адаптация бюджета к таким ценам начнется слишком поздно. Эксперты "ДП" говорят, что этот кризис не будет таким глобальным, но все-таки уже сейчас во многом напоминает 1998-й.

В который раз Минфин утверждает, что политика "ничего не делать и ждать, когда цены на нефть вырастут" становится слишком опасной, и аргументы министерства становятся все более пугающими. Бюджет России нужно скорее оптимизировать и приводить в соответствие с экономической ситуацией, иначе произойдет высокая инфляция, подобная той, что была в 1998-м, заявил в среду на Гайдаровском форуме министр финансов Антон Силуанов
Оптимизацию уже спешат начать: ведомства при получении денег из бюджета должны будут сами принять решение "об отсекании неэффективных трат" и защитить свои решения в Минфине, а по незащищенным статьям бюджета это должно дать сокращение на 10%. "Если мы этого не сделаем, то произойдет то же самое, что было в 1998-1999 годах, когда население заплатит через инфляцию за то, что мы не сделали в рамках приведения бюджета в соответствие с новыми реалиями", — опасается министр.
Можно ли назвать опасения Минфина серьезными или Антон Силуанов ищет способы оправдать серьезную оптимизацию расходов и ускорить этот процесс?
Эксперты единогласно признают, что сегодня Россия находится в намного более выгодном положении по сравнению с 1998 годом, и нынешний кризис не может быть таким глубоким, как в те годы.Тогда страна переживала развал СССР, переход от одного режима власти к другому шел крайне тяжело. Итоги приватизации еще не были ясны, эффекта от перехода на коммерческую основу труда и производства не было. На прилавки хлынула иностранная продукция, пока различные структуры боролись за собственность. В итоге наши товары не смогли выдержать конкуренцию и перестали быть востребованными среди населения. Курс рубля жестко сдерживался, что в итоге привело к резкому скачку цен и высокой инфляции, да и долговая нагрузка в конце 1990-х была достаточно высокая (200% ВВП).
Сегодня же мы имеем плавающий курс рубля, политику импортозамещения (стимулируем свое производство), отсутствие иностранной конкуренции в ряде сфер, низкую долговую нагрузку (около 20% ВВП) и инфляцию 15%, перечисляет аналитик "Альпари" Анна Кокорева.
Одно из главных преимуществ России в нынешний кризис — плавающий курс рубля, который позволяет получать преимущества экспортерам и в теории должен помочь перестроиться экономике. В частности, это отражается на гораздо более медленном росте безработицы, чем в конце 1990-х. Кроме того, Россия имеет резервный фонд и фонд национального благосостояния, который сможет поддерживать нынешний уровень расходов бюджета на протяжении еще 1-2 лет.
"Ситуация 1998 года, когда Россия не выплатила свой долг по облигациям, гипотетически может повториться, однако говорить о полном сравнении этих двух ситуаций я бы не стал. По сути, тогда экономики как таковой не было — были лишь попытки ее зарождения, самого начала формирования экономических процессов. Сейчас же ситуация совсем иная: рубль уже не корректируется жестко правительством и ЦБ, есть довольно существенные резервы, экономика уже не на 90% и более зависима от продаж нефтепродуктов", — говорит территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков.
Но при этом часть вызовов осталась и в 2016 году, говорят аналитики. Основная наша проблема сейчас в низких ценах на сырье и в нежелании восстанавливать производство товаров и услуг в иных сферах.
"Размер государственного долга России, конечно, не несет риска дефолта по обязательствам, который был объявлен в 1998 году. В то же время зависимость бюджета от нефтяных доходов выросла почти в 2 раза. То есть мы фактически заменили долг на высокие нефтяные цены", — говорит руководитель аналитической службы ИК "Доходъ" Всеволод Лобов.
  

Баррель

 

brent ($ за баррель)

 

"Мы и близко не наблюдаем того, что творилось в экономике в 1998 году. Кризис постепенно излечил нас от привычки полагаться в основном на доходы от углеводородов", — сказал Дмитрий Медведев в среду на Гайдаровском форуме в Москве.
Однако, несмотря на то что сейчас зависимость российского рынка от нефти уже не 90%, как в конце 1990-х, она все равно остается слишком большой — ее оценивают в 70-75%. 
В 22:55 13 января цена мартовского фьючерса нефти марки Brent упала ниже $30 за баррель и составила $29,95, свидетельствуют данные торгов ICE. Так дешево североморская нефть не стоила с апреля 2004 года. В последние дни цены на нефть колеблются возле отметки $30 за баррель. Низкие цены на нефть автоматически обрушают доходы нашего бюджета. А бюджет уже рассчитан: на 2016 год его сформировали исходя из цены нефти $50 за бочку.
Вслед за нефтью падают вниз российские товарные рынки, и это главное, что роднит текущий кризис с 1998 годом, говорят аналитики. "В прошлый раз нефть показала свои низы в 1999 году, в этом я жду их в 2016-м. И в том, и в другом случае обвал на российском рынке происходил в период наибольшего падения нефтяных цен, а не формальных низов", — говорит аналитик RMG Василий Сапожников.

Дефицит федерального бюджета (в % от ВВП)

По данным Минфина, дефицит федерального бюджета РФ в 2015 году составил около 2,6% ВВП при плане 3% ВВП.
Если цена нефти остается на уровне $32 за баррель, это может вызвать дефицит бюджета России больше 5,2-5,3% ВВП, заявил бывший министр финансов, глава комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексей Кудрин на Гайдаровском форуме.
То есть дефицит бюджета имеет все шансы превысить показатели 1998 года. При этом самое опасное не то, что цены на нефть могут упасть до $15-20, добавил на форуме глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. "Самый большой риск в том, что будут долгие невысокие цены на нефть — годы, десятилетия", — подчеркнул он.
Правительство РФ уже рассматривает возможность увеличения дефицита бюджета в 2016 году до 7-7,5% ВВП при сохранении экстремально низких цен на нефть.
Инфляция (%)
В то же время социальные последствия нынешнего кризиса и кризиса конца 1990-х не сравнить. В 1998 году доллар за 8 месяцев подорожал в 3 раза. 15 августа 1998 года доллар стоил 6,3 рубля, а в начале сентября за один доллар давали уже 20,8 рубля. В последующие месяцы рубль продолжил падение. Своего дна он достиг в апреле 1999 года, когда один доллар стоил почти 25 рублей.
Импорт, который тогда доминировал на российских прилавках, стремительно дорожал, сбережения обесценивались. Девальвация — 225%. Инфляция по итогам 1998 года составила 84,4%, а по продовольственным товарам, которые в тот период стали единственной статьей расхода для многих, — и вовсе 96%.
Инфляция по итогам 2015-го, по данным Росстата, составила 12,9% — ощутимый, но не катастрофический показатель. Реальные располагаемые доходы населения — доходы, рассчитываемые с учетом инфляции и обязательных выплат, — по итогам года еще не посчитаны, но за 11 месяцев 2015-го они снизились на 3,5%. В 1998-м доходы населения с учетом инфляции и обесценивания рубля упали вдвое.
"В 1998 году закончился длительный цикл снижения цен на товарных рынках, начавшийся в 1980 году. За 18 лет государство и население проело все сбережения, какие только имело, и выбрало все доступные кредитные лимиты. Текущее же снижение цен на товарных рынках носит локальный характер и началось лишь в 2011 году. При всей своей схожести два этих кризиса несопоставимы по глубине", — констатирует Василий Сапожников.

Падение розничной торговли (в % к предыдущему году)

Тем не менее розница, которая всегда быстрее всего реагирует на падение доходов населения, уже успела просесть довольно значительно. "Падение оборота розничной торговли, который лучше всего показывает снижение уровня жизни, вероятно, превысит 11% по итогам 2015 года — это максимальный показатель с 1999 года, когда розничная торговля обвалилась на 18%", — прогнозирует руководитель аналитической службы ИК "Доходъ" Всеволод Лобов.
Потеря покупательной способности из-за продолжительной инфляции и ослабления курса рубля может привести к тому, что рецессия продлится в 2016 году, несмотря на оптимистичные утверждения о прохождении дна кризиса, прогнозировали ранее аналитики Bloomberg. Из-за перенасыщения рынка остается мало надежд на восстановление нефтяных цен, которые бы поспособствовали росту экономики, отмечают они.
Отказываясь от того, чтобы просто ждать восстановления цен на нефть, власть встала перед выбором: экономить на расходах, увеличить доходы или девальвировать рубль, и выбрала сокращение расходов.
Правда, об увеличении доходов речь тоже заходит: дополнительные доходы могут быть получены за счет приватизации — около 1 трлн рублей за 2 года. Также власти планируют увеличить бюджет благодаря увеличению доходов со стороны налоговой, таможенной службы, Росалкоголя.
Однако новые налоги правительство вряд ли будет вводить в ближайшее время, считают эксперты. "По факту это переложит решение проблемы на плечи налогоплательщиков, то есть физических и юридических лиц. Это и разгонит инфляцию, и сократит промышленный рост, рост ВВП, который и так по итогам 2015 года отрицательный", — говорит Вадим Исаков.