Касперский раздает антивирусы нищим

Автор фото: Николаев Сергей

"Лаборатория Касперского" впервые, по примеру конкурентов, выпустила бесплатный продукт. Предназначен он только для отечественного рынка — не самого существенного для компании. Ситуация такова, что рынок падает, много из него сейчас не выжмешь, а вот сохранить базу на будущее стоит.

"Лаборатория Касперского" выпустила свой первый бесплатный антивирус для защиты домашних пользователей Windows. Об этом сообщается в релизе компании. Изначально продукт создавался для России, однако разработчик не исключает его продвижения на рынки Украины и Китая.
Бесплатный антивирус стал доступен для скачивания на сайте компании. По сообщению издателя, программа предотвращает установку на компьютер вредоносного ПО, очищает зараженные файлы, а также предупреждает о потенциально опасных сайтах при попытке открыть их. Стандартный пакет для двух ПК дополнительно защищает от экранов-вымогателей, проверяет файлы, хранящиеся в облачных сервисах, и предлагает воспользоваться виртуальной клавиатурой для ввода данных банковских карт и паролей.
"Движок там тот же, что и во всех наших персональных продуктах. И хоть функций и активных технологий там, конечно, поменьше, но качественную защиту от самых распространенных угроз он будет обеспечивать, что особенно важно для тех, кто не готов платить за полнофункциональное решение", — пояснил создатель компании Евгений Касперский.
"Лаборатория" объяснила появление бесплатного антивируса желанием поддержать пользователей на домашнем рынке на фоне непростой экономической ситуации и падения платежеспособности. Компания провела опрос, по данным которого в России около 50% пользователей компьютеров и мобильных устройств не используют средства защиты от вирусов.
"В этом случае дело не в деньгах, а в защите. Мы хотим, чтобы, во-первых, люди пользовались хотя бы базовыми защитными решениями, а во-вторых, чтобы эти решения были надежными", — заверяют в "Лаборатории Касперского".
Отвечая на вопрос о возможном падении спроса на платные продукты, в компании говорят, что бета-тестирование не показало никакого существенного влияния на продажи, не спровоцировало массового перехода пользователей с платных версий на бесплатную.
Ложное чувство
"Вы будете смеяться", — такими словами начал анонс нового продукта Евгений Касперский, соответствующая запись появилась в его блоге еще 1 апреля 2015 года. Один из самых известных российских айтишников назвал две причины того, зачем все это нужно: "ограниченные доходы и превосходящая лень" пользователей, не желающих тратить время на поиск платных антивирусов. При этом Касперский оценил подобные утилиты от конкурентов как "дырявые поделки", которые дают "ложное чувство защищенности".
Анонсируя новинку, разработчик предупредил, что антивирус будет ориентирован исключительно на российский рынок и запущен с ограниченным функционалом, который сформируют с учетом пожеланий пользователей. Опять же по результатам опроса компании, больше всего пользователи ценят в защитных продуктах способность предотвращать установку вредоносного ПО и очищать уже зараженные файлы За 3 месяца тестирования бесплатный продукт установили 200 тыс. пользователей.
Российский рынок — родной, но не главный для "Лаборатории Касперского". В 2014 году Россия вместе с Казахстаном, Монголией и Узбекистаном оказалась на третьем месте в списке источников доходов компании. Впереди — страны Европы и США.
Вместе с тем российский рынок антивирусного ПО еще и сокращается, по данным зарубежных аналитиков. Как сообщало ранее агентство IDC, в 2014 году выручка производителей антивирусного ПО в России сократилась до $219 млн с 233 млн в 2013 году.
В 2014 году выручка "Лаборатории Касперского" по всему миру выросла по отношению к показателям 2013 года на 7%, до $711 млн. По данным IDC, в 2014 году компания получила в России около 20% рынка. Сама "Лаборатория" оценивает свою долю по объему выручки в массовом сегменте российского рынка за 2015 год в 26%.
Зачем продавать бесплатное
Российский рынок антивирусного ПО насыщен, особых перетасовок на нем уже нет: основные игроки удерживают свои доли, так как сформировались потребительские предпочтения пользователей и аудитории приверженцев брендов, отмечает один из лидеров рынка компания ESET (продукт — NOD32).
Предложение версии продукта с урезанным функционалом на льготных условиях — распространенная, хотя и рискованная практика. С одной стороны, она позволяет вовлекать в коммуникацию с брендом новых пользователей, некоторые из которых могут в перспективе перейти на полновесные коммерческие версии продуктов. С другой — велик риск перехода текущих коммерческих пользователей на бесплатную версию.
В ESET считают, что появление бесплатного антивируса скорее может спровоцировать отказ уже имеющихся пользователей от платных версий, чем отток клиентов у компаний-конкурентов.
"Опытные пользователи, как домашние, так и корпоративные, привыкли к комплексным продуктам, качественной защите и дополнительным сервисам. Они не откажутся от коммерческих продуктов, на практике доказавших свою надежность, не будут подвергать риску свои устройства и данные", — настаивает глава представительства ESET в России и СНГ Денис Матвеев.
Другой конкурент, Dr.Web , не стал комментировать перспективы нового продукта, но отметил, что сам уже давно предлагает пользователям несколько различных бесплатных антивирусов и утилит для ПК и мобильных. Самая популярная из них, CureIT, была запущена в 2004 году, уточняют в Dr.Web, число ее пользователей постоянно растет, но это никак не мешает продаже других услуг. Вообще же бесплатные продукты обычно используются на этапе активного продвижения, освоения новых рынков.
Продвижение бренда за счет бесплатных продуктов и версий с ограниченной бесплатной подпиской используют все конкуренты "Лаборатории Касперского", подчеркивает глава аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Так, тот же ESET предлагает версии на 90 дней, и многие пользователи просто регулярно оформляют новые подписки.
По мнению Юрия Брюквина, сейчас, в условиях экономического провала, компании важно не выгрызать из каждого пользователя копеечку, а сохранить аудиторию любым способом.
"Пользователи вовсю отказываются от платных продуктов или переходят на разные пиратские версии. Предложение Касперского — очевидный антикризисный ход, призванный удержать базу пользователей", — уверен глава "Рустелекома".