В Петербурге и Ленобласти за 2016 год потеряют работу около 50 тыс. человек

В 2016 году в Петербурге и Ленобласти потеряют работу 50 тыс. человек. Не все они смогут быстро трудоустроиться, многим придется переучиваться. Однако ситуация в Петербурге немного лучше, чем в целом по стране.

Негативные прогнозы, которые в прошлом году давали эксперты рынка труда, сбываются. В конце 2015 года многие предприятия, а также федеральные и региональные власти объявили о связанных с кризисом планах по сокращению штатов. Судя по уже обнародованным намерениям, в целом по РФ в 2016 году должны лишиться рабочих мест не менее 0,5 млн работников разных отраслей. В Петербурге и Ленобласти это минимум 50 тыс. человек.
Массовые увольнения начались уже в 2015 году, что привело к росту уровня безработицы в Петербурге до 2,1% (против 1,4% в 2014–м) и в Ленобласти — до 5,1% (против 4,5%). К концу года ситуация усугубилась. По данным "Петростата", в ноябре 2015 года в Петербурге безработных стало на 36% больше, чем в том же месяце 2014–го. Данные о скрытой безработице в разы выше показателей официальной статистики.
Эксперты прогнозируют дальнейший рост безработицы и перераспределение специалистов в отрасли, которые меньше других пострадают из–за кризиса.
В начале 2015 года сокращения сотрудников на предприятиях в основном происходили в тех сферах, по которым кризис ударил наиболее ощутимо: в автомобилестроении, банковской, страховой и туристической отраслях. Так, из–за падения продаж в автопроме (на треть по сравнению с 2014–м) с 1 июля закрылся петербургский завод General Motors — работы лишились 1 тыс. человек. Toyota уволила 250 из 1800 сотрудников своего предприятия в Петербурге. Сокращение выездного туризма на 30% привело к тому, что прекратили работу крупные петербургские турфирмы: "Нева", "Солвекс–турне", "Роза ветров мир", "Лабиринт", "Верса". В ходе чистки рядов финансовых компаний, которую проводит Центробанк РФ, лишились лицензий петербургские страховщики ("Авеста", "АСК", "Славянка", "Проспект"), попали под санацию банки ("Балтийский", "Таврический", "Советский").
Более удачливые работодатели не спешили резать штаты, надеясь на улучшение экономической ситуации. "Ряд компаний и отраслей, которые без потрясений пережили первое полугодие, в конце 2015 года стали планировать оптимизацию. Компании, надеявшиеся на скорое окончание кризиса, скорее всего, будут вынуждены прибегнуть к оптимизационным мерам в первом полугодии 2016–го", — говорит директор по СЗФО HeadHunter Юлия Сахарова. Властные структуры тоже вводят антикризисные меры. Прежде всего — за счет кадровой оптимизации. Уже в 2015 году в России под сокращение попали 10% госслужащих. Так, в Петербурге было решено уволить 300 сотрудников подразделений комитета имущественных отношений (КИО). Это половина от всей численности сотрудников КИО и около 3,4% всех госслужащих Петербурга. На конец декабря 2015 года число госслужащих Петербурга составляло 7,1 тыс. человек.

Кто порежет кадры

В 2016 году процесс продолжится, причем к госслужащим (по всей стране до конца года уволят 70 тыс. человек) добавятся также более или менее массовые увольнения в других бюджетных отраслях. Так, прошлым летом президент Владимир Путин подписал указ об увольнении 110 тыс. сотрудников МВД (10% от их общей численности) по всей стране. В 2016 году ожидается также сокращение около 8 тыс. работников здравоохранения, 18 тыс. трудящихся Росреестра и столько же в Федеральной налоговой службе.
Частные предприятия не отстают: Ростелеком намерен в этом году освободить 6 тыс. рабочих мест, "Газпром" уменьшит штат всех своих подразделений на четверть, Пенсионный фонд России — на 10% (абсолютная цифра кандидатов на вылет не уточняется). Штаты российских банков в 2015 году "похудели" на 35 тыс. человек, в 2016–м ожидается примерно столько же.
Около 1 тыс. петербургских предприятий в 2015 году заявили, что намерены сократить свыше 30 тыс. сотрудников.
Тем не менее большинство предприятий старается не прибегать к таким крайним мерам, пытаясь сэкономить на других расходах. Например, сокращают площади арендованных офисных помещений. Один из крупных петербургских застройщиков даже перевел свой офис из высококлассного бизнес–центра прямо на строительную площадку. В "Лидер Групп" рассказали, что компания экономит за счет использования новых строительных технологий. "Раньше был поток проектов, и мы работали по шаблону. А сейчас применяем индивидуальный подход к каждому проекту, снижая за этот счет издержки", — сообщили в компании.
Другие предприятия пытаются сэкономить на PR, маркетинге и рекламе. "Клиенты полностью не отказываются от наших услуг, но обращаются с просьбами пересмотреть их перечень в сторону сокращения, а следовательно, уменьшения ежемесячной оплаты. Обещают вернуться к прежним условиям, если экономическая ситуация улучшится", — комментирует руководитель одного из городских PR–агентств. Новые договоры перезаключаются на более короткие периоды, вместо годовых контрактов клиенты настаивают на заключении полугодовых или даже квартальных договоров. Есть и компании, которые, наоборот, готовы платить за пиар больше, так как чувствуют обострение конкуренции на рынке.
«В сложной экономической ситуации руководители должны более внимательно относиться ко всяким бонусам и премиям, опциям компенсационного пакета, таким, как ДМС, оплата сотовой связи, проезда, ГСМ, компенсацию аренды жилья и т.п. Далеко не все они действительно являются мотивирующими, но отвлекают финансовые ресурсы компании», — говорит гендиректор компании «Петрополь» Марк Лернер.

"Нам взлет не светит"

По данным " Петростата ", уровень безработицы в Петербурге, который всегда считался одним из наиболее благополучных в этом смысле регионов, за 2015 год вырос с 1,4 до 2,1%. На конец ноября безработными числились 12,6 тыс. петербуржцев (на 36% больше, чем годом ранее). Но в эту статистику попадают лишь те, кто получил официальный статус безработного.
На самом деле скрытая безработица минимум вдвое больше, говорят эксперты. Косвенно это подтверждается тем, что на учете в Государственной службе занятости СПб состоят 24,8 тыс. не имеющих работы граждан. Ряды скрытых безработных пополняют также те, кто официально числится в штате предприятий, но отправлены в отпуск без содержания или работают лишь по несколько часов в неделю.
В основном потерявшие работу граждане пытаются попробовать себя в торговле — в этой сфере наблюдается наибольший прирост резюме. По данным рекрутинговых агентств, в октябре и ноябре 2015 года количество резюме в ретейле выросло на 29% по сравнению с тем же периодом 2014 года, в ноябре — на 27%. За год — на 35%. По словам представителей ГК "220 Вольт", в IV квартале 2015 года количество соискателей увеличилось в 2–10 раз в зависимости от вакансии.
В наиболее успешные торговые сети на одну вакансию приходит по 3 – 4 тыс. резюме против 300 годом ранее. Популярны среди соискателей также сферы IT, маркетинг, строительство, госслужба.
Некоторые бывшие наемные работники пытаются открыть свой бизнес. Однако редко добиваются успеха, говорит председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков: "По мировой статистике, малым бизнесом способны заниматься не более 5% населения. А в наших экономических условиях и того меньше. Пространство для бизнеса из–за кризиса сужается, и государство делает все, чтобы обеспечить маневр для крупных корпораций. Из малого бизнеса делают дойную корову для чиновников. Идти в малый бизнес в таких условиях могут только фанатики или авантюристы".
Исполнительный директор НП " Союз малых предприятий СПб " Владимир Меньшиков добавляет: "В малый бизнес люди идут от безысходности или на взлете рынка. Нам взлет не светит, так что в эту сферу в ближайшее время придут "вынужденные предприниматели". Многих ждет разочарование, поскольку для успеха нужны образование и особый склад ума, а их нет".

Вакансии тоже растут

Петербург, по свидетельству экспертов Superjob.ru, выгодно отличается от других регионов тем, что здесь растет число не только резюме, но и вакансий от работодателей.
Больше всего выросла потребность в рабочем персонале (на 35% за год), в специалистах по логистике (31%) и др.
Однако, чтобы занять эти вакансии, большинству соискателей придется переучиваться, говорит Юлия Сахарова. По ее словам, уже вырос спрос на услуги по переподготовке кадров, в том числе на онлайн–обучение.
Некоторые компании переносят офисы и производство из крупных городов в регионы, чтобы сэкономить на оплате труда и найти недостающих специалистов рабочих специальностей.
Мы людей не сокращали и не планируем. Просто у нас только–только сложилась команда — нет смысла ее оптимизировать. Зарплаты мы не режем, поскольку это очень жесткий демотиватор. А бонусов у нас и так не было. В целом по рынку ситуация сложная. Ушли мигранты. Это не так ощутимо, пока мало строек. Но на подъеме рынка будут проблемы. Наши идут на рабочие места без энтузиазма: платят мало, а труд тяжелый. Что касается квалифицированных специалистов, то они на рынке не задерживаются. Если увольняются — тут же оказываются в другой команде. Никто без работы не болтается.
Александр Рассудов
председатель совета директоров "Лидер групп"
Существует большое количество путей оптимизации затрат, помимо сокращения штата. Пример эффективной оптимизации — переход на дистанционные и онлайн формы обучения или сокращение представительских расходов, а также затрат на участие компании в мероприятиях. Эффективна более плотная работа с постоянными клиентами и заключение долгосрочных договоров. В кризис 2008 года компании не сокращали специалистов. "За бортом" оставались неквалифицированные кадры. В этот раз будет так же.
Наталья Скаландис
управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт–Петербурге
Наиболее сложным был I квартал 2015 года: компании отказывались от набора персонала, закрывали непрофильные направления. К III кварталу ситуация на рынке труда выровнялась, а в IV на рынке труда возобновились негативные тенденции. Не все, впрочем, сокращали персонал: в одних подразделениях проводилась оптимизация, в других — расширение и повышение зарплат. В 2016 году продолжится оптимизация численности персонала. Компании будут выводить из штата неэффективных сотрудников или неспособных взять на себя дополнительные обязанности.
Павел Лебедев
руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru
Опыт прошлого кризиса дал понять, что количество персонала должно быть достаточно сжатым и оптимальным для бизнеса. В 2015 году наша компания не производила сокращений, все происходившие кадровые изменения были в рамках ротации. Напротив, мы дополнительно набирали новых сотрудников в развивающиеся отделы. По нашим предположениям, в нынешнем году рынок недвижимости пройдет нижнюю точку падения, поэтому мы стараемся развивать направления, которые будут наиболее перспективны.
Николай Пашков
генеральный директор Knight Frank Saint–Petersburg