Чтобы скоротать праздники, петербуржцы покупали сладости и товары для рукоделия

Автор фото: Коньков Сергей
Открытие оптоклуба "Ряды" в оптово-розничном парке «Мезоджи» на Пулковском шоссе.

Ретейлеры зафиксировали рост продаж в последние дни 2015 года на уровне 10-20% по сравнению с ноябрем. А в начале января потребительский спрос впервые за несколько лет не показал резкого падения. Ретейлеры объясняют это тем, что значительная часть потребителей не уехала на новогодние каникулы, а осталась дома.

Практически все ретейлеры отмечают, что рост продаж в предновогодние и рождественские дни — 2015/2016 несравним с прошлогодним ажиотажем, когда с полок сметали почти все из-за инфляции. Однако рост продаж в этом году все же есть, хоть и небольшой. Причем впервые за последние годы некоторые ретейлеры отметили рост продаж в первую декаду января, ведь традиционно после Нового года потребители резко снижают активность.
Вырос спрос на товары для рукоделия
В ГК "Детский мир" в целом в декабре 2015 года динамика по сравнению с декабрем 2014 года аналогичная, продажи за месяц выросли примерно в 2 раза по отношению к ноябрю. "Лишь на последней неделе 2014 года наблюдался нетипичный всплеск в продажах, связанный с колебаниями курса валюты. В 2015 году мы такого не наблюдали", — говорит начальник управления по связям с общественностью ГК "Детский мир" Надежда Киселева. Кроме игрушек, которые обеспечили основной товарооборот компании, хороший рост продаж наблюдался в категории "одежда и обувь", большой спрос был на лыжи и аксессуары, снегокаты и надувные ледянки.
"Сравнивать этот и прошлый годы нельзя. В прошлом году в декабре с полок сметали все, спрос был ажиотажный. В этом году все успокоились, деньги не транжирят. У себя мы зафиксировали небольшой рост в штуках и рублях по итогам декабря. Но, конечно, это не тот "высокий сезон", к которому мы привыкли", — говорит генеральный директор интернет-магазина по продаже детских товаров esky.ru Александр Пискунов.
В интернет-магазине esky.ru хорошо продавалось то, на что были скидки. "Например, мы перед самым Новым годом провели однодневную акцию, сделали скидку 25% на все игрушки. Покупатели оценили, закупились новогодними подарками для детей. Также можно отметить, что традиционно хорошо продаются раскрученные бренды, особенно дорогие. Покупатели понимают, что дальше цены на эти товары будут только расти", — говорит Александр Пискунов, отметив, что неожиданно хорошо продавались номерки на коляски.
В ГК "220 Вольт" продажи в предновогодний период 2015 года выросли на 40% по сравнению с ноябрем. "В рублевом выражении результаты сопоставимы с предновогодним периодом прошлого года, а по количеству заказов даже превышают его на 9%. То есть покупать стали больше, но более дешевый товар", — поясняет управляющий партнер "220 Вольт" Алексей Фёдоров. Перед Новым годом в интернет-магазине "220 Вольт" наибольшим спросом традиционно пользуется электроинструмент, бытовая техника и техника для кухни, а также товары для красоты и здоровья. Ретейлер также отметил рост спроса на товары для рукоделия — граверы, клеевые пистолеты и т. д.
В ГК "Буду мамой" сопоставимые продажи (like-for-like) в предновогодний период и первую неделю января 2016 года в штуках сократились, а в рублях чуть выросли. "Но на фоне очень неважных продаж в декабре это уже позитив! В новогодний период 2014 года по сравнению с 2013 годом рост был, конечно, больше, но это, как говорится, еще при той жизни", — говорит руководитель ГК "Буду Мамой" Роман Ротблат.
"В декабре 2015 года показатели были ниже ажиотажного 2014-го, что вполне объяснимо высокой базой прошлого года и бумом потребительского спроса, пик которого пришелся как раз на начало декабря. Итоговые показатели выручки декабря 2015 года на 12% ниже прошлогодних (в штуках снижение примерно на 20%), но в целом результаты года соответствуют нашим плановым ожиданиям", — говорит операционный директор "Адамас" Дмитрий Баранов, отметив, что с учетом того, что год был кризисный, а ювелирные украшения не являются продуктом первой необходимости, достигнутые показатели весьма неплохи.
В пресс-службе "Связного" сообщили, что продажи в декабре были ожидаемо выше ноября, но динамика роста в этот новогодний период просто сезонная — ажиотаж, вызванный резким обвалом рубля и попыткой вкладывать деньги в дорогие гаджеты и делать покупки впрок, в этот раз отсутствовал. При этом ретейлер отметил, что в эти праздники изменилась структура покупок. С одной стороны, россияне традиционно покупали больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, но в то же время в этом году значительно выросла доля продаж устройств в кредит и рассрочку. Например, доля смартфонов, продаваемых в кредит, выросла не менее чем на треть по сравнению с прошлым годом.
И все же в эти праздничные дни люди чаще экономили, отмечают в "Связном". Покупатели стали обращать больше внимания на соотношение цены и функционала гаджета, а также выбирать более бюджетные подарки в принципе. Например, за первые дни января наилучшую динамику развития показал сегмент “умных” аксессуаров (smart-часы, гаджеты для здоровья, спортивные браслеты). Выручка от их реализации в "Связном" выросла более чем на треть в целом по компании и почти на 50% в онлайн-канале компании.
Рост перед падением
Что касается продаж в первой декаде января этого года, то многие опрошенные ретейлеры отмечают двукратный рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.  
"В целом прирост посещаемости в магазинах в первой декаде января составил 110% с учетом новых открытий, а продажи в деньгах выросли на 11,5% по магазинам LFL", — говорит Надежда Киселева, отметив, что в целом по сети средний чек увеличился на 11% и на 12% по магазинам LFL, рост связан с увеличением продаж одежды и обуви. При этом посещаемость сайта "Детского мира" выросла в первой декаде января на 35% по отношению к прошлому январю, а продажи интернет-магазина выросли за этот период приблизительно в 2 раза.
"В течение первых 10 дней 2016 года мы отмечали рост продаж по сравнению с новогодними праздниками 2015 года. Несмотря на продолжающееся падение трафика в магазинах, мы отметили рост покупательской активности в сегменте онлайн-продаж. Последний день праздников стал пиковым днем продаж. 10 января 2016 года рост выручки в онлайн-продажах составил 39% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За минувшую субботу и воскресенье средний чек в целом по сети "Техносила" вырос на 35% по сравнению с 9-10 января 2015 года", — говорит генеральный директор "Техносилы" Илья Тимченко.
Однако, по мнению ретейлера, позитивные итоги первой недели 2016 года никак не повлияют на уже сформировавшиеся негативные тенденции на рынке ретейла в наступившем году. "В ближайшей перспективе мы ожидаем резкое снижение покупательской активности, падение на рынке продолжится, но оно будет менее резким по сравнению с сокращением в 2015 году", — прогнозирует Илья Тимченко.
В ГК "220 Вольт" январские показатели более чем вдвое превышают прошлогодние как в рублях, так и в штуках. "Впервые за последние годы не было просадки спроса в январе — обычно после Нового года продажи снижаются, это нормально. Мы связываем это с тем, что люди уверены: дальше будет еще хуже в связи с падением цен на нефть", — говорит Алексей Федоров.
Что касается продуктовых ретейлеров, то из публичных отчитался за декабрь пока только лидер FMCG рынка "Магнит". Компания увеличила выручку за декабрь 2015 года на 16,68% в рублях. По мнению аналитиков, несмотря на предпраздничный ажиотаж, "Магниту" не удалось стабилизировать темы роста выручки и декабрьские результаты оказались самыми слабыми с начала года.  Эксперты отмечают, что ослабление рубля и связанное с этим падение покупательной способности населения стало одной из основных причин ухудшения показателей ретейлера.
В крупном петербургском ретейлере "ТД "Интерторг" (развивает сети "Народная 7Я", "Идея" и Spar) отметили, что в первую декаду января продажи были хуже, чем в предпраздничные дни, и связывают это прежде всего с плохими погодными условиями. Что касается изменений покупательского поведения, то в эти новогодние и рождественские дни по сравнению с прошлогодним сезоном значительно снизились продажи непродуктового сегмента новогодних товаров: украшений для дома, игрушек, подарочных наборов и т. д. При этом характерной чертой текущего периода стал существенный рост спроса на кондитерские изделия, кроме того, в связи с морозами в новогодние дни сократилось потребление прохладительных напитков и пива.
Ситуация на валютном рынке в начале 2016 года пока оставляет мало надежд на улучшение ситуации в ближайшее время, поэтому наступивший год будет непростым для розничной торговли в целом, ожидают эксперты и ретейлеры.