"ДП" выяснил, каким турецким строительным фирмам разрешили работать в Петербурге

Автор фото: Сергей Куликов

"ДП" выяснил, какие турецкие компании с пропиской в Петербурге избежали российских санкций — это "дочки" и "внучки" холдинга Renaissance Construction, главного подрядчика "Лахта Центра", и фирма из группы IC Ictas, которая строит ЗСД и трассу М11.

В конце декабря 2015 года правительство России приняло постановление №1458. Этот документ содержит перечень компаний, которые могут привлекать на работу граждан Турции (но не больше, чем годом ранее). В нем 53 компании, зарегистрированные в разных городах России, от Махачкалы до Салехарда. Семь компаний из этого списка зарегистрированы в Петербурге.
"ДП" проанализировал данные об этих фирмах в СПАРК и выяснил, что шесть турецких юрлиц, получивших зеленый свет на продолжение работы в Петербурге, связаны с девелоперским холдингом Renaissance Construction. Это, в частности, его "дочки" "Ренейсанс Констракшн", "Ренейсанс Хэви Индастрис", "РенСервис", "РенСтройдеталь" и "Энерго-строй". А также "внучка" (через ООО "РенСервис") — ООО "Вира". Все они занимаются строительством и производством стройматериалов. В Петербурге фирма Renaissance Construction известна своим участием в таких знаковых проектах, как "Лахта Центр" и ТРК "Галерея". Она владеет 100 га на намыве Васильевского острова, где собирается построить 1,1 млн м2 недвижимости, и совместно с ООО "Теллус Групп" Елены Смотровой реализует в Ленобласти проект индустриального парка "Кола" стоимостью $450 млн.
Источник "ДП" в руководстве "Ренейсанс Констракшн" заявил, что принятое решение "лучше, чем ничего". "Но оно все-таки усложнит нам дальнейшую работу в РФ. В частности, станут сложнее процедуры допуска турецких граждан на наши стройки. Нельзя будет увеличивать штат турецких сотрудников, хотя по логике развития проектов нам это нужно. Также труднее будет участвовать в новых тендерах. И наши планы по развитию бизнеса в России придется серьезно корректировать", — заявил он.  
Седьмая турецкая фирма с петербургской пропиской в федеральном списке — это филиал акционерной компании "ИДЖА АСТАЛДИ-ИДЖ ИЧТАШ ВХСД ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ". Эта компания со сложным названием — совместное предприятие турецкой IC Ictas и итальянской Astaldi, которое в последние годы участвует в крупных инфраструктурных стройках на территории России. В частности, в 2011 году оно стало генподрядчиком на выполнение работ первой очереди проекта развития аэропорта Пулково. А сейчас участвует в строительстве центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) и является генподрядчиком участка (с 543-го по 684-й км) платной трассы М11 между Москвой и Петербургом.
Получить комментарии там не удалось. Но участники рынка, опрошенные "ДП", заявили, что риски ухода с петербургского рынка для этой турецкой фирмы считали самыми низкими. "Они так много и качественно строили в городе, не имея нареканий от местных властей, что могли рассчитывать на поддержку с их стороны. Кроме того, проекты, которые они реализуют, очень дорогие и находятся в активной стадии. Запрет на работу турков мог бы парализовать их. Что чревато значительными потерями денег, в том числе бюджетных", — рассуждает один из городских девелоперов.
"Теперь мне понятен принцип, по которому российские власти выбирали турецкие фирмы для поддержки. Они дали зеленый свет подрядчикам инфраструктурных проектов и компаниям, которые работают в проектах крупных российских холдингов с госучастием. Выигранные когда-то тендеры стали для них страховкой на российском рынке в изменившихся условиях. То, что в список не вошли другие турецкие фирмы, печально со всех сторон и во всех смыслах", — добавил гендиректор "Петрополя" Марк Лернер.
Для всех остальных работодателей, которые не вошли в постановление №1458, установлен запрет на привлечение с 1 января 2016 года работников с гражданством Турецкой Республики. Но документ до сих пор официально не опубликован. А значит, пока не вступил в силу.
Это постановление принято в развитие ноябрьских санкций России против Турции. Они последовали за инцидентом со сбитым турками российским военным самолетом в небе на сирийско-турецкой границе. После этого руководство РФ запретило компаниям, которые контролируют турецкие граждане и юрлица, заниматься проектированием, строительством, гостиничным и туристическим бизнесом, деревообработкой, а также работать по госзаказу на территории России. С 1 января было введено продуктовое эмбарго на ввоз в РФ турецких овощей, фруктов, мяса птицы и соли, а также запрета на чартерные рейсы в Турцию и продажу туров в эту страну. Кроме того, с этого года Россия ввела визовый режим для граждан Турции. В результате турецким авиакомпаниям Pegasus и Onur Air пришлось приостановить полеты в Россию.
Ущерб, который российские санкции нанесут экономике двух стран, будет существенным. До последнего времени Турция занимала пятое место в мировом рейтинге стран, с которыми торговала Россия. Внешнеторговый оборот между нами в январе–сентябре 2015 года, по данным Федеральной таможенной службы, составил $18 млрд, из них $15 млрд составил экспорт, $3 млрд — импорт.
Доля Турции в общем внешнеторговом обороте РФ за последний год выросла с 4 до 4,6%. Для сравнения: на оборот с Белоруссией в текущем году пришлось 4,5%.
Петербург тоже активно сотрудничал с турецкими партнерами. По данным Смольного, внешнеторговый оборот Петербурга с Турцией в 2014 году вырос на 6% по сравнению с 2013–м (в 2014 году объемы петербургского экспорта в Турцию составили $270 млн, импорта — $255 млн, за III квартал 2015–го — $76 млн и $82,4 млн соответственно). В городе работают десятки турецких предприятий. В частности, турецкая сеть элитных отелей Elite World Hotels собиралась инвестировать $100 млн в строительство двух премиум–гостиниц на Пироговской наб. и пл. Конституции. Искали в регионе проекты для девелопмента турецкие фирмы Ant Yapi и Cipil. Партнерские отношения с 2012 года связывают турецкую компанию Orteksan с индустриальным парком "Марьино". В Петербурге работают турецкая сеть магазинов одежды для детей и подростков Waikiki и одежная сеть DeFacto. В этом году к ним собиралась присоединиться сеть Collezione. Но ее планы могут разбиться о новый железный занавес.
В каких городах России турецкие компании смогут продолжить работу
Источник: данные правительсво РФ