"ДП" представляет основные сценарии отскока цен на нефть

"ДП" рассказывает, что должно произойти, чтобы начался разворот цен на нефть. Один из самых простых вариантов — масштабная война на Ближнем Востоке. Но есть и другие.

Доходные статьи российского бюджета тают на глазах: нефть сорта Brent подешевела ниже $31 за баррель. И, как считают в Morgan Stanley, то ли еще будет. Неизвестно, как долго продлится падение, если производители целенаправленно не начнут снижать добычу.
Пока лидер ОПЕК Саудовская Аравия продолжает играть в игру "Умри ты сегодня, а я — завтра", не просто наращивая производство, но и предлагая европейским странам серьезные скидки. Таким образом саудиты страхуются от возвращения на рынок Ирана, место которого они в свое время поделили с Россией. Иран подливает масла в огонь заявлениями о готовности работать и при $30 за баррель.
В пользу роста пока не сыграл и конфликт тех же Ирана и Саудовской Аравии. Противостояние Эр-Рияда и Тегерана всколыхнуло цены на нефть совсем ненадолго. Пока конфликт не перейдет в стадию вооруженного столкновения, о продолжительном росте думать рано. К примеру, в марте нефтяные котировки ненадолго подскочили во время военной операции в Йемене — крупном нефтеперевалочном хабе с протяженной береговой линией.
Не стоит ждать и внезапного возобновления роста Китайской экономики, пока все данные говорят об обратном — падение фондового рынка (где, грубо говоря, торгуют ожиданиями) продолжается. В том числе из-за китайского фактора вряд ли свою ставку в январе поднимет ФРС США, склоняются эксперты. Хотя принципиально вопрос об укреплении доллара через постепенное повышение ставки решили еще в декабре.
"ДП" собрал вместе факторы, которые могли бы привести к уверенному росту цен на нефть. Некоторые из них чисто по-человечески нежелательны, какие-то выглядят фантастикой.
Цены на нефть могут получить поддержку или со стороны снижения предложения, или роста спроса. Ускорение роста мировой экономики и, прежде всего, таких важных её двигателей, как Китай; улучшение экономической динамики в других ключевых центрах мировой экономики, таких как США и Еврозона — все это могло бы содействовать стабилизации цен на нефть. В качестве примера можно привести скоординированные антикризисные меры США и Китая, которые после кризиса 2008 года способствовали восстановлению цен на энергоносители. Именно в этот период США запустили свою программу "количественного смягчения", которая поддержала спрос в США. Однако пока перспективы динамичного роста спроса достаточно туманны и больше надежд среди тех, кто ориентируется на рост нефтяных котировок, возлагается на сокращение предложения. Такого рода сокращение предложения может последовать со стороны США из-за снижения инвестиций в нефтедобычу. Сократить добычу могут и страны ОПЕК, но, вероятнее всего, только после видимых сдвигов в США в сторону снижения.
Ярослав Лисоволик
Главный экономист Евразийского банка развития
Обзор подготовлен при участии аналитика Альфа-банка Дмитрия Долгина, старшего аналитика RMG Securities Сергея Пигарева и аналитика ИК "Премьер" Максима Кострова.