Интернет-ретейлеры подвели итоги продаж в декабре: "такого плохого месяца не было никогда"

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский

Число заказов в российских интернет-магазинах после ноябрьских распродаж упало. Обычная розница тоже очередей не наблюдает. Даже в таком "подарочном" сегменте, как техника, ретейлеры не решаются говорить о буме предновогодних продаж.

"Такого декабря еще не было за всю постсоветскую историю, чтобы в последние дни месяца у кассы не было очереди, — говорит Виктор Гордейчук, петербургский бизнесмен, объединивший в 2014 году свою сеть "Техношок" с "Техносилой". — Бума нет даже близко".
Другие представители ретейла высказываются менее категорично, но все же по их словам понятно: если что и разбирают в магазинах, то это подгузники и стиральные порошки, а не телевизоры, хотя доллар снова ставит рекорды. Вот и Алексей Кудрин, глава "Комитета гражданских инициатив", обратил внимание, что спрос по сравнению с прошлым декабрем упал на 15-30%, в зависимости от региона.
Ситуация похожая и в онлайне, и в офлайне. По сообщению "Яндекса", число заказов в российских интернет-магазинах сократилось в декабре по сравнению с ноябрем на 40%. То есть сразу как прошла "черная пятница" и другие ноябрьские распродажи. При подсчетах учитывались заказы, оплаченные через Яндекс.Кассу, а это решение используют сейчас более 75 тыс. онлайн-торговцев. Оборот продаж, правда, вырос в декабре на 30%: "покупателей стало меньше, но увеличился средний чек — с 2,2 тыс. до 3,5 тыс. рублей". Также, добавляют в "Яндексе", в декабре покупатели сделали вдвое меньше заказов в китайских онлайн-магазинах, чем в ноябре: это во многом объясняется ноябрьскими распродажами и сроками доставки — декабрьские заказы могут не успеть прийти к праздникам.
И хотя "Яндекс" называет бытовую технику и электронику среди наиболее востребованных перед Новым годом товаров, даже здесь торговля идет не так уж бойко.
Коммерческий директор "Юлмарта" Олег Пчельников отмечает, что традиционно клиенты компании к празднику брали "бытовую технику, электронику и аксессуары для своих девайсов". Но с самого начала года предпочтения сместились в сторону товаров повседневного спроса, и даже теперь, в самый горячий сезон, "популярностью пользуются детские товары, бижутерия, косметика и парфюмерия, товары для дома, а также сезонные предложения".
"Ажиотажных всплесков покупательской активности, с которыми рынок столкнулся в конце 2014 года, мы не наблюдаем", — резюмирует Олег Пчельников. Тем не менее в компании отмечают рост продаж в канун праздников — около 70% по сравнению с октябрем-ноябрем этого года.
"В 2014 году сметали с полок электронику и бытовую технику, а в этом востребованы детские товары, косметика, товары для дома и прочее, — констатируют в онлайн-магазине OZON. — У нас продажи в декабре выросли на 20% (в деньгах — dp.ru), несмотря на высокий спрос в прошлом декабре, который был вызван изменением курса валют. В целом по году мы также выросли, на 30%. Конечно, чувствуется, что покупатели чуть осторожнее делают покупки. Например, чаще стали покупать товары B-брендов (бренды второго ряда. — Dp.ru) в электронике”.

Отсрочь мне еще

В отличие от Алексея Кудрина ретейлеры сравнения с прошлогодним декабрем считают бессмысленными.
“Ни один ретейлер с декабрем 2014-го ничего не сравнивает, — говорят в "М.видео", — потому что тогда это были инвестиционные покупки. Все сравнивают с 2013-м — у нас на 13% рост по году в деньгах. В декабре у нас по сравнению с предыдущим месяцем рост продаж на 30%. В деньгах. В штуках у всех все падает, это понятное дело”.
И все же в ретейловой сети МТС наблюдают стабильный спрос, а в "Евросети" — сезонный рост. Правда, с оговорками. "Динамика роста меньше, чем в прошлом году", — отмечают в МТС. "Падение доходов населения всегда одинаково сказывается как на онлайне, так и на офлайне", — добавляют в "Евросети".
В "Связном" считают, что сравнивать с прошлым годом не очень корректно: тогда драйвером спроса была девальвация рубля, а сегодня столь же сильного стимула у людей нет. Зато там указывают на изменение структуры покупок (“люди склонны экономить”, “обращают больше внимания на отношение цены и функционала гаджета”) и обилие и продолжительность промоакций (до середины января).
“Что касается самых популярных промоакций в этом декабре, то среди наиболее востребованных — рассрочка, — отмечают в "Связном". — Ее популярность в 2015 году выросла значительно, поскольку людям все сложнее единоразово оплатить полную стоимость гаджета".
В этом году ожидаемо сократились по сравнению с предновогодним периодом прошлого года продажи планшетов, ноутбуков и фотоаппаратов, констатируют в "Связном". Но хотя бы тут кризис относительно ни при чем: эту технику заменяют фаблетами и смартфонами.