Как Пулково компенсирует падение пассажиропотока за счет внутреннего авиасообщения

Автор фото: Коньков Сергей
Электронное табло в аэропорту Пулково. Отмена рейсов в Египет.

"Деловой Петербург" изучил, в какие города и страны можно теперь улететь из Пулково и какие направления пользуются наиболее высоким спросом.

До кризиса авиаперевозок, начавшегося в 2014 году из-за резкой девальвации рубля, авиаперевозчики, прежде всего средние и крупные, отдавали предпочтение развитию международных направлений. Развитие внутренних линий казалось им менее привлекательным: объемы перевозок скромнее и рентабельность ниже. Однако как только осенью прошлого года рубль обесценился почти вдвое, спрос на полеты за границу стремительно начал падать, и перевозчики иначе взглянули на внутреннее авиасообщение — спрос на перелеты по России стабильно растет. А низкая конкуренция позволяет перевозчикам свободно повышать цены до максимума на наиболее популярных маршрутах. Впрочем, ситуация меняется, все больше авиакомпаний работает на одних и тех же направлениях.
Новые направления
Авиакомпания "Победа" (низкобюджетная "дочка" "Аэрофлота") энергично запускает новые рейсы из Петербурга. С 26 декабря она начала еженедельные полеты в Киров (по субботам) на 189-местных Boeing 737-800. Ранее по этому направлению летала только компания "Руслайн".
"Победа" приступила к полетам из Петербурга недавно — 24 октября. Маршрутная сеть перевозчика из Пулково помимо Кирова включает также Краснодар и Екатеринбург, куда в текущем осенне-зимнем сезоне авиакомпания выполняет ежедневные рейсы. Пассажиропоток "Победы" c начала полетов в Пулково превысил 30 тыс. человек.
Также с 26 декабря авиакомпания "ЮВТ аэро" приступает к выполнению прямых регулярных (по вторникам, четвергам и субботам) рейсов на 50-местных Bombardier CRJ200 по маршруту Петербург — Пермь — Нижнекамск. Пока из Петербурга в Пермь можно улететь не очень удобным ночным рейсом "Аэрофлота", а в Нижнекамск прямых рейсов нет.
Ранее, с начала зимней навигации, новые внутренние рейсы из Пулково запустили "Нордавиа" (Калининград, Самара), "Псковавиа" впервые за 20 лет открыл линию в Тамбов, а также во Владимир и Котлас, "Комиавиатранс" запустил рейсы в Астрахань, Калугу, Саратов, "Уральские авиалинии" — в Барнаул, "РусЛайн" — в Ульяновск и Чебоксары.
"Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, оператор аэропорта Пулково) помимо скидок региональным авиакомпаниям запустил в наступившем зимнем сезоне программу развития трансферных перевозок. "Проект позволяет составлять маршруты с пересадкой в аэропорту Санкт-Петербурга для пассажиров авиакомпаний, которые не имеют между собой интерлайн- или код-шеринговых соглашений", — поясняют в Пулково. Проще говоря, ВВСС берет на себя функции посредника по организации стыковочных рейсов в Пулково между региональными перевозчиками. Благодаря этой услуге авиаперевозчики смогут повысить заполняемость воздушных судов, а аэропорт нарастит число транзитных пассажиров. Пока оно мизерное — около 500 тысяч человек в год, или 3,6% от общего пассажиропотока. Для сравнения: доля транзитных пассажиров в московском авиаузле — 20% от совокупного пассажиропотока.
К этому значению стремится и ВВСС. В трансферную программу Пулково уже вступили "Псковавиа", "Белавиа", "ЮВТ Аэро", "Якутия", "РусЛайн", "Таймыр", "Нордавиа", Air Moldova и "Ямал", связав 34 направления по России, СНГ и Восточной Европе.
Конкуренция и цены
По данным Tutu.ru, самое популярное направление из Пулково — в Москву. Однако в этом году на место лидера начал претендовать Симферополь. Разрыв между ним и Москвой стремительно сокращается, и, возможно, в следующем году столица Крыма выйдет в лидеры, поскольку в Турцию и Египет россияне не полетят.
Третье место в списке самых популярных направлений занимает Сочи. В 2015 году этот маршрут не стал популярнее, даже наоборот, спрос на полеты в Сочи снизился в сравнении с 2014 годом. Зато цены на билеты из Пулково в Сочи взлетели круче всех — на 31%, превысив отметку в 8,4 тыс. рублей. Ни одно другое популярное направление (Минеральные Воды, Краснодар, Ростов-на-Дону, Калининград, Архангельск, Уфа, Мурманск) настолько не подорожало в 2015 году в сравнении с 2014 годом. Спрос на полеты в Сочи из Петербурга превышает возможности двух перевозчиков ("Аэрофлот" и "Уральские авиалинии"), и они повышают цены. Например, на Москву летают четыре авиакомпании, а также ходят скоростные поезда. Благодаря конкуренции цены на полеты в столицу выросли всего на 3%, тогда как инфляция уже превысила отметку 12,7%.
Возможно, начавшееся активное расширение географии полетов из Пулково в регионы позитивно отразится на ценах в следующем году не только на рейсы в Москву, но и на других популярных направлениях. А также позволит ВВСС существенно компенсировать провал спроса по международным направлениям и остановить падение пассажиропотока. Пока этого не происходит. Из-за провала на международных направлениях за 11 месяцев текущего года пассажиропоток Пулково сократился на 4,7%, до 12,7 млн человек.