Петербургская политика — 2015: противостояния, интриги и неопределенность

Уходящий 2015 год стал непривычным в петербургской политике. Снова стали актуальными, казалось бы, давно и прочно забытые вещи — противостояние законодательной и исполнительной власти, интриги и "наезды". Такой неопределенной ситуации не было уже очень давно, и привести она может к фактическому безвластию накануне выборов.

В 2016 год Петербург вступает в состоянии полной неопределенности. Чем громче и настойчивее политики кричат о необходимости полного единения в борьбе с внешними и внутренними угрозами, тем — парадоксальным образом — меньше этого самого единения они демонстрируют на практике.
Начало года полностью осталось за властью и не предвещало беды. Она пожинала плоды патриотического угара, делая громкие заявления об успехах на ниве импортозамещения и скором возрождении экономики. А оппозиция переживала сокрушительное поражение на губернаторских и муниципальных выборах 2014 года. Рухнули все межпартийные альянсы. Даже уличная активность в городе практически сошла на нет. Митинги из-за приговора Олегу Навальному собирали ничтожно малое количество участников. Люди ходили на них скорее по привычке — те же заученные речи, приевшиеся лозунги.
Впрочем, довольно скоро все вспомнили, что главная битва — выборы в Госдуму и Законодательное собрание — впереди и уже не за горами. Оппозиция принялась переформатировать свои ряды, начались перестановки. В петербургском "Яблоке" Андрея Палевича сменил экс-депутат ЗС Михаил Амосов. Куда более громким стало изгнание из "Справедливой России" депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой. Она в результате бурного противостояния проиграла внутрипартийную борьбу коллеге Олегу Нилову и порвала с партией. Сейчас она пытается с командой сторонников запустить свой собственный проект. Ближе к концу года очнулись и в ЛДПР: экс-координатор городского отделения Максим Яковлев неожиданно был отстранен, его попытались сменить на бизнесмена Максима Долгополова, но неудачно.
Уже в начале года оппозиция обрела надежду: внезапное убийство Бориса Немцова в Москве вызвало огромный резонанс. Митинг на Марсовом поле 28 февраля собрал, даже по оценкам полиции, около 6 тыс. человек — а по оценкам наблюдателей и организаторов, было около 10 тыс. Это был крупнейший оппозиционный митинг в городе с 2011 года, и стало понятно, что ресурсы для борьбы есть. О предвыборном союзе объявили Партия прогресса Алексея Навального и ПАРНАС.
Побежала трещина
Тем временем неладно стало в партии власти. Видимые трещины по монолиту пошли весной, когда близкий к Смольному председатель Горизбиркома Алексей Пучнин довольно неожиданно поругался с уполномоченным по правам человека в Петербурге Александром Шишловым. Шишлов в ежегодном отчетном докладе раскритиковал выборы-2014, Пучнин призвал омбудсмена уйти в отставку. В защиту Александра Шишлова публично выступил спикер ЗС и лидер петербургских единороссов Вячеслав Макаров.
Наметившийся разлом впоследствии только усиливался. Под видимым благополучием в отношениях двух ветвей власти все это время лежали две мины замедленного действия — прошедшие выборы и новый закон о выборах будущих. Со стороны казалось, что спикеру с губернатором совершенно нечего делить. Однако источники уверяли, что городские власти получили нагоняй из администрации президента за то, как грязно были проведены выборы 2014 года. Проблема тут была в том, что фактически муниципальные выборы были организованы Вячеславом Макаровым, а губернатору и его окружению досталось совершенно ни за что. Соответственно, стратегически главный вопрос стоял так: должна ли следующая кампания пройти так же, как предыдущая, и для кого она должна стать более выгодной.
Возможно, конфликт бы улегся сам собой, если бы глава парламента не решил повторить свои прошлогодние трюки. В начале лета в политической жизни города произошел взрыв: Горизбирком внезапно отменил выборы в поселке Солнечное, разогнал местные избиркомы и объявил о создании новой комиссии. При этом глава Горизбиркома Алексей Пучнин не стеснялся в выражениях, комментируя ситуацию. "Мы будем постоянно вспоминать об этих выборах, даже после их завершения, потому что нельзя повторять такого никому", — говорил он. Выборы были назначены втайне, и Горизбирком узнал о них уже постфактум, а в подходе к организации четко прослеживался почерк Вячеслава Макарова. Такое своенравное поведение спикера не понравилось Смольному. По слухам, после истории с отменой выборов у главы парламента состоялся разговор с вице-губернатором Александром Говоруновым, во время которого они разругались в пух и прах.
После этого камнем преткновения стал закон о выборах в ЗС, которые пройдут в сентябре 2016 года. Федеральный закон дает Петербургу право установить у себя почти любую схему, в этом и случилась загвоздка. Если исполнительная власть видит следующий созыв обновленным и более подконтрольным (и, скорее всего, с другим спикером), то Вячеслав Макаров хотел бы максимально сохранить действующий состав, с которым ему весьма комфортно работать. Теоретически, то есть на словах, и чиновники, и единороссы выступают за смешанную схему, при которой половина депутатов избирается по партспискам, половина по одномандатным округам. На деле же получается так, что парламент благодаря фракциям меньшинства де-факто блокирует эту идею, а спикер как бы умывает руки. Сохранение действующей схемы со списками, привязанными к 53 округам, выгодно ему, так как он сможет практически не менять депутатский корпус и сохранить свое влияние на городскую политику. Но даже при смешанной схеме остаются вопросы: кто будет формировать списки кандидатов от партии власти и в чью пользу будут нарезать карту округов.
К компромиссу стороны пока так и не пришли: спикер ищет союзников в борьбе со Смольным, а администрация спокойно стоит на своем, ожидая, когда депутаты сдадутся. Идет "партизанская война", сполохи которой можно наблюдать в возбуждении уголовного дела в отношении помощниц депутата Светланы Нестеровой, конфликте депутата Юрия Шатуновского с главой Центрального района Марией Щербаковой, других, менее заметных, аппаратных происшествиях и стычках. Например, летом прогремел скандал с разрушением горельефа Мефстофеля на фасаде дома в Петроградском районе. Одним из фигурантов этого события внезапно оказался близкий соратник Макарова Андрей Бреус, помогавший рабочим вывозить остатки скульптуры на свалку. В другом эпизоде спикер встретился с петербургским митрополитом Варсонофием, пообещав ему поддержку в деле передачи Исаакиевского собора церкви. За пару дней до этого Александр Говорунов отказал в передаче храма.
Крупным скандалом стал запрос петербургских депутатов к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой проверить своего зама — не превышает ли он служебные полномочия. Причиной стали слова, якобы сказанные Александром Говоруновым, о том, что он "курировал, курирует и будет курировать выборы". Хотя инициировали запрос независимые депутаты, его неожиданно поддержали 36 депутатов парламента. Тем самым Вячеслав Макаров показал Смольному, что в принципе может продавить абсолютно любое решение, в том числе и преодолеть губернаторское вето. На конференции "Единой России" он обрушился с резкими словами на неизвестных "лживых и властолюбивых" людей, которые-де заказывают кампанию в СМИ против него.
Кто здесь власть
Конфликт разворачивается на фоне тревожного положения дел в самой исполнительной власти. Нет ни одного наблюдателя, которому бы не бросилось в глаза, что в 2015 году вице-губернатор Игорь Албин, пришедший в Смольный с поста министра регионального развития, набрал небывалый вес, добившись подчинения себе чуть ли не всех ключевых комитетов. Он курирует одновременно и строительство, и транспорт, и дороги, и энергетику, и инвестиции, и охрану памятников — то есть все городское хозяйство. При этом вице-губернатор ведет активную и самостоятельную информационную политику, невзирая даже на то, что это вызывает вопросы у Георгия Полтавченко.
В итоге в публичном пространстве Игорь Албин фактически заместил градоначальника, который появляется на людях все реже, и в основном на малозначащих мероприятиях. Не могли не поползти слухи: многие стали подозревать, что вице-губернатор претендует на кресло номер один. Хотя более вдумчивые источники утверждают, что он скорее добивается возвращения в федеральную элиту, его также начинают подозревать в желании так или иначе поучаствовать в выборах. Сам он это отрицает, но, побывав в редакции "ДП", заметил, что если губернатор поручит, то он, конечно, займется и этим процессом.
Но так или иначе, затухание активности Георгия Полтавченко не могло остаться незамеченным. Слухи о его досрочной отставке "по состоянию здоровья" время от времени возникали в Петербурге и раньше, но ближе к концу года об этом заговорили не только депутаты и бизнесмены, но и чиновники в кулуарах Смольного. Немалый вес, говорят они, набрала в последние месяцы председатель Юридического комитета администрации Петербурга Анна Митянина — это, по одной из версий, может быть признаком того, что приход в Петербург Дмитрия Козака (Митянина работала в юркомитете Смольного еще в его времена и с тех пор считается его протеже) становится вполне вероятен. Вице-премьера уже сватали в губернаторы Петербурга после Валентины Матвиенко, но президент предпочитал направить его на другой фронт работ.
Ничего определенного
В городе сложилась странная ситуация. Меньше чем за год до выборов устойчивого положения нет ни у кого. Надо сказать, что проводить одновременно выборы и губернатора, и городского парламента — дело рискованное и так стараются не делать. Но форс-мажор бывает. В том случае, если губернатор действительно покинет город, его команда, включая Александра Говорунова, потеряет влияние в городе, что играет на руку Вячеславу Макарову. У нового градоначальника не будет ни кадров, ни времени. То есть спикеру нужно просто тянуть время и держаться выбранного курса, что он, собственно, и делает. Но это ставка ва-банк.
Закона о выборах как не было, так и нет. Кто "дожмет" оппонента — неясно, а значит, неясно, за кем останется организация выборов и с кем то есть договариваться. Переговоры ведут все со всеми и даже достигают каких-то договоренностей, но какова будет их цена через полгода, неизвестно. Не стоит забывать, что весной поменяется состав Центризбиркома. Алексея Пучнина давно уже называют кандидатом на повышение, но если и его передвинут в Москву, выборы в Петербурге вообще могут остаться толком без присмотра. В этот зазор вполне могут попытаться вклиниться оппозиционеры.
Основной идеолог внутренней политики России Вячеслав Володин несколько месяцев назад заявил, что в 2016 году выборы в стране могут пройти с "непредсказуемым результатом". Если в масштабах страны это предсказание выглядит сомнительно, то в Петербурге в нынешней ситуации оно вполне может сбыться.