Петербургские промышленники рассказали, какие именно инженеры сейчас нужнее всего

Автор фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Какие инженеры востребованы сегодня крупными петербургскими промышленниками — «ДП» рассказывает в рамках проекта «Профессия XXI» совместно с Российской венчурной компанией.

Профессию инженера сегодня называют ключевой профессией будущего.
"ДП" обратился к петербургским промышленникам с вопросами: хватает ли их предприятиям инженеров, где руководители ищут молодые таланты, какие именно инженеры сейчас нужнее всего и как выглядит процесс "выращивания" сотрудников.
Инженер — это профессия прошлого, настоящего и будущего. Кировскому заводу нужны в первую очередь талант­ливые конструкторы и технологи. Молодых специалистов не хватает. Это связано с наличием существенного провала в подготовке данных специалистов в 1990–е годы и в начале 2000–х. Востребованность инженеров в ближайшие 10 лет будет определяться развитием экономики, которая во многом зависит от цены на нефть. Если стоимость энергоресурсов опять возрастет, то наиболее востребованы будут инженеры, специализирующиеся в сфере нефте– и газодобычи, если же нет, то основной спрос будет на специалистов в области реального производства и сельского хозяйства. Поставщиками инженеров являются ведущие технические вузы Санкт–Петербурга. Кировский завод сотрудничает с ними в рамках организации производственной практики. Кроме того, предприятие занимается «выращиванием» специалистов у себя на площадках.
Георгий Семененко
генеральный директор ОАО "Кировский завод"
Русский дореволюционный инженер был всегда самым лучшим в мире. С того времени, конечно, очень многое изменилось. Самыми востребованными профессиями становятся инженер-конструктор–айтишник, инженер–конструктор–технолог. За инженерами –универсалами будущее, они будут супервостребованными. Мы отбираем лучших, но, к сожалению, это редко можно сделать в Петербурге, поэтому берем в основном из России и сами доучиваем. Вопрос не столько в знаниях петербургских выпускников, сколько в мотивации. Наши, получив якобы суперприличное образование, тяжко поддаются на мотивацию учиться. Речь и о профессиональных, и о личных качествах людей. Скажу парадоксальную вещь, но главный поставщик — это Вяткинский политехнический университет. Из Петербурга это ФИНЭК и Политех. Мы берем готовых выпускников из регионов, тестируем и сами доучиваем их. И этот процесс доучивания вечен, у нас люди учатся ежегодно, и это философия всей компании. Из выпускника приличный специалист при очень жестком контроле наставника получается минимум через 3 года. При этом наставник должен каждый день тратить массу времени. Другой системы нет, настолько у всех сейчас специфический бизнес, что поставить на поток таких специалистов почти невозможно. Достаточно того, что вузы готовят стандарт, а ты уже даешь им уникальную квалификацию.
Сергей Цыбуков
генеральный директор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды»
Безусловно, профессия инженера возглавляет топ профессий будущего. Дальше идут все специалисты из прикладной сферы, например программисты. С точки зрения завода для нас ключевыми являются профессии инженерного состава, причем не только конструктора, это и дефицит мастерского состава, потому что любой мастер — это человек с выс­шим образованием, тоже своего рода инженер, который не занимается конструкторской работой, а применяет на практике свои инженерные навыки. Мы очень сильно ощущаем нехватку инженеров, не только мы, но и проектное бюро, которое с нами работает. Хотя в последнее время ситуация начинает выправляться, потому что профессия инженера становится все более популярна. Но молодой специалист, который только окончил вуз, еще, конечно, сырой. Количество выпускников–инженеров сейчас растет. Но последствия будут заметны только через 10 лет. Пока мы все еще пожинаем плоды 1990–х годов и начала 2000–х. Мы ищем инженеров и среди выпускников, и на свободном рынке: специалисты мигрируют. Мы привлекаем выпускников — не только из Петербурга, но и, например, из Нижнего Новгорода или Новосибир­ска. На сегодняшний день у нас чуть больше полусотни человек учится в Корабелке по стипендиям Выборгского судостроительного завода, мы оплачиваем их обучение.
Александр Соловьев
Генеральный директор ОАО "Выборгский Судостроительный Завод"
Владимир Ильич Ленин еще на заре советской власти в 1917 году говорил, что будущее за инженерами и врачами. Инженеров никогда не хватает. По­этому мы всегда в поиске лучших умов. Мы работаем с техническим университетом имени Петра Великого, бывший Политех, с ИТМО и Морским университетом. По сути, у нас есть договорные отношения со всеми институтами. Везде мы готовы к сотрудничеству и принимаем огромное количество различных делегаций, обучаем инженеров, показываем, как все устроено, проводим экскурсии. Открыли кафедру Политехнического университета у себя. Работа по поиску инженеров для нас очень важна, понятна и перспективна. Мы стремимся выращивать их под себя и свои конкретные задачи. Даем возможность молодым инженерам писать курсовые, даем конкретные задания, которые имеют прикладное значение. То есть это все реальные вещи, когда молодой человек на ранней стадии начинает адаптацию к своей конкретной дальнейшей работе. Стремимся работать со всеми категориями учащихся, и с первокурсниками, и со школьниками. У нас есть машиностроительный техникум, сегодня заказываем там конкретных специалистов, это, безусловно, важная работа. Прежде всего нам необходимы именно инженеры–технологи, это очень дефицитная сегодня специальность. Написание технологических процессов под производство конкретной продукции — это очень важные вещи. Ну и конструкторские кадры тоже необходимы. Мы — предприятие, которое занимается дизелестроением, а последнее время эта область у нас выпадала из приоритетных. Нехватка инженеров всегда есть, инженеры — это действительно профессия будущего, но говорить, что молодежь перестала выбирать это направление, конечно, нельзя.
Михаил Лобин
генеральный директор ОАО «ЗВЕЗДА»
Странно, что Россия, генотип и культура которой вот уже в течение почти 100 лет являются источником научно–технических кадров для всего мира, сама не в состоянии использовать явно имеющиеся у нее большие возможности развития. До сих пор за счет нечеловеческого напряжения сил всего народа в период индустриализации, войны, в эпоху создания ракетно–ядерного щита и освоения космоса страна занимала и сохраняла за собой лидирующее положение, достойное ее великой истории и соответ­ствующее огромному творческому потенциалу народа. В нашей стране есть уникальный опыт отбора и подготовки людей с инженерным складом ума, и эта система создала значительную часть мировой научной и технической элиты. Но раньше необходимость широкого отбора и высококачественной подготовки инновационных кадров диктовалась необходимостью решения локальных, прикладных задач, например создания атомного оружия. Яркий пример — история создания московского Физтеха — одной из лучших инженерно–физических школ в мире. Сегодня же осо­знание критической важности этого ресурса жизненно необходимо для выживания, для настоящего и будущего страны. И все–таки учить надо. Чему? Главное — умению быстро осваивать новое. Еще Эйнштейн говорил: образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Сегодня особенно важны фундаментальные компоненты образования, ведь видеть далеко можно, только стоя на плечах гигантов. Таким образом, главное отличие инновационной деятельности в том, что она принципиально ориентирована на создание нового продукта. То есть новое создается в любой работе, где есть место творчеству, и поэтому элементы инноваций есть везде. Отличие же настоящего момента в том, что инновации стали самостоятельным видом деятельности, требующим, как и любой другой, особой специализации, мастерства особого рода.
Андрей Савин
директор по развитию концерна «Струйные технологии»