Петербуржец, проектировавший аэропорты Хитроу и Гатвик, рассказал о профессии инженера

Автор фото: Сергей Коньков

Петербуржец Денис Смирнов построил головокружительную карьеру инженера. Среди его объектов — аэропорты Хитроу и Гатвик, лондонское метро и атомные электростанции в РФ.

Денис — классический пример человека, который, выбрав однажды профессию, уверенно развивается в ней, не отвлекаясь ни на что другое. Любопытно, но человек, абсолютно влюбленный в свою работу, на самом деле никогда не мечтал стать инженером. Выбор вуза оказался случайным, но — судьбоносным.
"Политех я выбрал потому, что он был рядом с домом, а специальность мне подсказали родители", — признается Денис. Магистр инженерно–строительного факультета Санкт–Петербургского государственного политехнического университета сейчас живет в Петербурге, но работает с зарубежными компаниями. Перечень объектов, к строительству и проектированию которых он в свои 28 лет имеет непосредственное отношение, вдохновляет. Это и международные аэропорты, и станция лондонской подземки, и промышленные сооружения в Германии и Нигерии. Но началось все с атомных электростанций.

Путевка в профессию

Из альма–матер талантливый студент прямо во время учебы попал в АО "Атомэнергопроект", где задержался на 2 года. У предприятия был договор с университетом: самые "светлые умы" отправлялись работать на полставки параллельно учебе. Там впервые четверокурсник прикоснулся к романтике работы на атомной станции, о которой сейчас вспоминает с особенным удовольствием. Инженеру–конструктору, еще студенту, доверили проектировать атомные электростанции.
"Это как работать на космодроме: чувствуешь, что ты причастен к такому большому делу. И космос, и АЭС — это что–то недоступное обычному человеку. Нельзя фотографировать, очень сложно попасть, — говорит Денис. — И, конечно, это очень интересные объекты для инженера: с такими нагрузками и конструкциями не столкнешься, например, при проектировании жилых домов". Были и командировки на стройку, например на Белоярскую атомную станцию (Урал).
К окончанию университета у молодого специалиста уже был серьезный опыт, найти следующее место работы — инжиниринговую компанию "Томс" — не составило труда. Так из энергетики молодой специалист попал в промышленность и начал проектировать промышленные предприятия.
Хотелось побольше динамики и современных технологий, объясняет Денис, почему он ушел дальше: "Здесь я обрел самостоятельность — надо мной не было 10 начальников. Правда, и возможности посоветоваться было меньше, ты сам за все отвечаешь. А это огромные фундаменты, большие пролеты, суперконструкции".
Работая там, молодой инженер начал иметь дело с иностранными чертежами. С ними же и с зарубежными коллегами он столкнулся в финской компании, которая в 2012 году называлась "ФМ Стройпроект" и активно работала в Петербурге. В основном это были финские заказчики и строители (пригодился английский).
Во время работы в этой компании Денис занимался проектированием ТЦ "Жемчужная плаза". А после была Германия — научная стажировка в Дрездене по программе студенческого обмена Erasmus Mundus.

И вешалки надо проектировать

"Периодически меня стали посещать такие мысли: сначала я проектировал атомную станцию, потом промышленные помещения, сейчас торговые центры, потом жилые дома, которые, считается, даже школьник может проектировать. Что будет дальше — собачьи будки?" — смеется молодой человек.
И тут же совершенно серьезно добавляет: "Недавно я побил свой рекорд — проектировал ручку для стальной лестницы. Казалось бы, куда дальше? Но каждый раз, когда я спускался вроде бы на ступеньку вниз, я не чувствовал, что мне становится легче, становилось только тяжелее. Оказалось, что в каком–то смысле АЭС проектировать было даже легче, чем жилые дома. Потому что у каждого объекта свои проблемы — и тебе надо их творчески решать".
Ручку для лестницы — это на самом деле специальный крепеж — Денису пришлось проектировать уже на своей текущей работе — в российском подразделении английской компании Bryden Wood LTD.
Туда его пригласили работать над проектом "Гуттенборг" в Рыбацком. Год работы пошел коту под хвост: чертежи ушли в стол, проект отменили. Это, конечно, не стало лучшей мотивацией: инженеру приятно, когда можно видеть результаты своих трудов воочию.
"В инженерной работе присутствует много рутины, если у тебя нет интересных заданий, когда каждый раз приходится сильно напрягать голову, работа перестает приносить удовольствие", — рассуждает Денис.
К счастью, у него появились новые, еще более интересные для инженерного ума объекты. Так, молодой человек проектировал несущие и ограждающие фибробетонные панели для тоннелей в новой ветке метро Crossrail в Лондоне, конструкции временного терминала в Хитроу, проект нового терминала в аэропорту Гатвик.
Своей работой он гордится, но звездной болезнью так и не заболел. "Мне все равно, где будет стоять здание и проектируемые конструкции. В России или за рубежом, в аэропорту или где–то еще — я в каждый объект вкладываю душу", — говорит Денис.
Инженерная работа, по его словам, это чистое творчество: нет однозначных решений, каждый раз надо выдумать что–то новое, и это цепляет.
"Часто так бывает: архитектор нарисует что–то, а за счет чего это держится, — это уже муки творчества конструктора. И как приятно: ты нарисовал, а потом видишь, как это выглядит вживую", — говорит молодой человек. Работа инженером занимает все его время, но в перерывах он учит стихи — Некрасова и Пушкина. Это, считает Денис, позволяет тренировать ум. Самое главное, что есть у инженера.