"ДП" подводит итоги 2015 года: главные события в промышленности

Автор фото: Ермохин Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Открытие первой очереди инновационно-производственного комплекса фармацевтической компании "ВЕРТЕКС".

Объем государственного оборонного заказа, размещаемого на петербургских предприятиях, в 2015 году, по оценкам Смольного, достиг рекордной отметки — 250 млрд рублей. Однако не все предприятия смогли воспользоваться благоприятной конъюнктурой.

Уходящий год стал, пожалуй, самым худшим для петербургской промышленности за последние 5 лет. Резкая девальвация рубля, произошедшая осенью 2014 года, и последовавший за ней взлет ключевой процентной ставки не внушали промышленникам оптимизма. Импортное оборудование, которое они приобретали, чтобы модернизировать производство, подорожало почти вдвое. Да и кредит брать стало слишком дорого. К тому же спрос на продукцию падает из–за снижения доходов россиян.
Надежды на экспорт, который, как ожидали многие эксперты, начнет бодро расти вследствие ослабления рубля, не оправдались — вывоз за границу произведенных в Петербурге товаров сократился на 20%. В результате, как подсчитали в "Петростате", за 11 месяцев 2015 года индекс промышленного производства упал на 7,9%. На самом деле темпы падения не столь внушительные, если их скорректировать на гособоронзаказ, который статистики не замечают.
Благодаря растущему гособоронзаказу местные промышленники, преимущественно судостроители и их поставщики, наращивают обороты. Правда, и тут есть "счастливчики", которым не удается в полной мере воспользоваться щедростью российского правительства. Еще подфартило фармацевтам: государство ограничило импорт таблеток.
Верфи Северо–Запада заморозили строительство восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму 227 млрд рублей: из–за конфликта России с Украиной прекращены поставки импортных двигателей. А отечественные промышленники не смогли оперативно заместить импорт. В результате строительство кораблей встало.
Так, петербургский судостроительный завод Северная верфь по контрактам с Минобороны должен был построить восемь корветов нового проекта 20385. Головной корабль "Гремящий" был заложен в начале февраля 2012 года, а в июле 2013 года — первый серийный корвет "Проворный". По оценкам экспертов, средняя стоимость одного такого корабля — около 10 млрд рублей, что примерно на 25% дороже, чем строительство корвета предыдущего проекта 20380.
Корветы 20385 планировалось оснастить более качественными, чем российские аналоги, дизельными двигателями германской компании MTU. Ведь, проектируя корабли, никто не предполагал, как изменится геополитическая обстановка в 2014 году в результате аннексии Крыма Россией. Из–за санкций, объявленных России странами Запада, поставки импортных двигателей прекратились. Строительство корветов застопорилось.
Не лучше обстоят дела и с фрегатами, которые судостроители обязались поставить российскому флоту до 2020 года в количестве 15 единиц. Для них силовые (газотурбинные) установки поставляло украинское госпредприятие газотурбостроения "Зоря" — "Машпроект". В итоге из восьми фрегатов, которые должна построить Северная верфь по проекту 22350 (по 18 млрд рублей за единицу), двигателями обеспечены только два.
Собственные газотурбинные установки Россия планирует научиться делать в 2019 году.

Вошли в док с первого раза

Многомиллиардный проект реконструкции судозавода Северная верфь в феврале 2015 года выиграло Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС), ранее не работавшее с промышленными объектами.
В сфере дорожного строительства и ЖКХ никого не удивляет, когда в конкурсе побеждает малоизвестная организация, а затем она распределяет выигранные средства между подрядчиками, оставляя себе вознаграждение. Однако в промышленном строительстве таких историй до начала этого года не было. Модернизация верфи стоимостью более 30 млрд рублей предполагает строительство сухого дока, который позволит изготавливать крупные корабли быстрее и дешевле.
Главным претендентом на победу в конкурсе на подготовку проекта считалось АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС).
Однако условия конкурса были составлены так, что КБ ВиПС, прежде участвовавшее только в проектировании гражданских объектов: вторая сцена Мариинского театра, стадион "Зенита", — превзошла по опыту работы ЦТСС, спроектировавший почти все верфи РФ.
Участники рынка предполагают, что это заслуга экс–главы комитета по строительству Вячеслава Семененко. В конце 2014 года он приобрел 25% акций КБ.

Готовятся лечить отечественным

Этот год стал урожайным для петербургских фармпроизводителей. Свои плоды принесла и особая экономическая зона — на ее территории стартовали заводы петербургского "Вертекса" стоимостью 2,2 млрд рублей и международного холдинга "Новартис" стоимостью около 7 млрд рублей, и личная инициатива фармпроизводителей — наращивает производственную мощность своего завода инфузионных растворов Solopharm Олег Жеребцов.
Следующий год обещает быть не менее продуктивным: ввод в эксплуатацию своих объектов на территории ОЭЗ запланировали "Орион Медик", "Витал Девелопмент Корпорэйшн", ИЦ "Буревестник", МБНПК "Цитомед" и "Экоген Технолоджи".
"Темпы реализации проектов фармкластера — самые высокие в ОЭЗ "Санкт–Петербург", — отмечает советник генерального директора АО "Особые экономические зоны" Фарид Вердиев. Он напоминает, что ранее уже начал работу на территории ОЭЗ завод компании "Биокад", с 2011 года ведет операционную деятельность "Фарм–Холдинг". Общий объем инвестиций резидентов фармотрасли на октябрь 2015 года составил уже 12,8 млрд рублей, а это 90% от общего объема средств, вложенных в развитие на территории ОЭЗ.
Участники рынка сходятся во мнении, что развитию фармотрасли способствовало стремление правительства сосредоточить производство лекарств внутри страны, в том числе за счет контрактного производства. Так, например, петербургский "Полисан" в этом году подписал соглашение о производстве рентгеноконтрастных препаратов для международного концерна Bayer на площадке "Полисана" в 2017 году.

Несладкая жизнь

В этом году одно из старейших ­предприятий Петербурга — фабрика им. Н.К. Крупской начала сдавать свои позиции. Норвежская Orkla заключила соглашение по продаже своей российской дочерней компании Orkla Brands кондитерскому холдингу «Славянка» еще в конце прошлого года, объяснив, что им так и не удалось стать игроком федерального масштаба. В сделку вошла и фабрика им. Крупской, которой Orkla владела с 2006 года. Уже в середине этого года стало очевидно, что предприятие стремительно теряет позиции — конфеты и вафельные торты стали просто исчезать с полок магазинов. Торговые сети города жаловались на систематические недопоставки товара и сложности работы с белго­родским холдингом (КХ «Славянка» принадлежит белгородскому бизнесмену Дмитрию Гусеву). В самом холдинге проблемы объяснили реорганизацией производства и нехваткой упаковки для конфет, подчеркивая, что намерены нарастить производство, которое в этом году сократилось на 40–50?%. Тем не менее вкус конфет изменится — новые владельцы пересматривают рецептуру.

Молочные реки, сырные берега

Запрет импорта продуктов из Европы в прошлом году ожидаемо привел к увеличению объемов производства сыра внутри страны. По данным «Союзмолока», объем производства сыра и сырных продуктов за 10 месяцев этого года вырос по стране на 21,6?%. За последний год сразу несколько проектов в этой сфере появились в Петербурге. ГК «Лосево» собирается строить сырное производство стоимостью около 230 млн рублей, компания «Молочная культура» построит в Ленобласти цех для варки сливочных сыров (маскарпоне и рикотта) за 800 млн рублей, 500 млн рублей хочет инвестировать в производ­ство брынзы Рамис Дебердеев, основной владелец лесного термина­ла «Фактор» в Усть–Луге. Однако с самого начала производители осторожно говорили о невозможности быстрого импортозамещения, напоминая о давней проблеме рынка, которая только усугубляется, — дефиците высококачественного молока.

Стеклянный «Адамант»

В этом году крупнейший владелец ­коммерческой недвижимости Петербурга холдинг «Адамант» вложил около 1 млрд рублей в покупку трех стекольных заводов «Соларекс» в Новосибирске,­ Туле и Московской области, выйдя таким образом на рынок Центрального федерального округа. Эти производства специализируются на стеклопакетах. Всего за последние 5 лет холдинг Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича стал региональным лидером стекольного рынка, вложив 13 млрд рублей в развитие своих заводов и скупку активов конкурентов. В течение 3 лет холдинг планирует запустить еще три производства — на Северо–Западе и в Подмосковье. Кризис — хорошее время для покупки де­шевеющих активов, но стекольный рынок сокращается вслед за строительным, который потребляет до 70% продукции стекольных заводов.