Рестораторы запасают алкоголь — они опасаются, что под Новый год останутся без товара

Автор фото: Петр Ковалев

Рестораторы активно запасают алкоголь, чтобы на новогодних праздниках не остаться без товара — с 1 января 2016 года все продавцы алкоголя обязаны подключиться к системе ЕГАИС, а она может дать существенные сбои, считают участники рынка.

Для розницы и общепита внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) разбили на два этапа: с 1 января 2016 года предприятия этих отраслей должны фиксировать только закупки алкоголя, а с 1 июля 2016 года и продажи. При этом нововведение касается как магазинов, так и общепита, хотя рестораторы до последнего считали, что новое требование их затронет как минимум с 1 июля следующего года, когда подключиться к системе в части розничных продаж должна уже вся розница.
По словам генерального директора Stroganoff Group Леонида Гарбара , подключившего уже свои рестораны к системе ЕГАИС, все участники рынка общепита озаботились этой проблемой, оборудование закупили, электронные ключи получили, но все это не решает проблем. По его мнению, система на первом этапе будет давать сбои, а наладить оперативно ее не получится. Это значит, что продавцы будут испытывать технические проблемы, которые повлекут за собой потерю выручки. Поэтому сегодня все рестораторы стараются запастись алкоголем до нового года (с нового года они обязаны будут проводить закупки через ЕГАИС).
"Видимо, наше государство заинтересовано в том, чтобы продолжить кошмарить малый бизнес, и очень хочет уменьшить налоговые отчисления от компаний", — иронизирует Леонид Гарбар.
"Сейчас уже все в порядке, сегодня непосредственно устанавливаем оборудование, обучение сотрудники уже прошли. Можно уже сейчас сказать, что как только поставщики начнут работу, так и встанет оборудование. Уверен, в 2016 году мы столкнемся с ситуацией, когда ничего не будет работать, будут перебои в поставках. Может быть, на это и надеются небольшие рестораны, потому что знаю многих, которые не установили ЕГАИС", — говорит владелец сетей  "Пиворама", ресторана "Дом" и бара "Белинский" Евгений Каргаполов.
Александр Берковский, совладелец бара Mishka, тоже подключился к ЕГАИС. "Но что делать дальше, совершенно непонятно, думаю, в начале 2016 года будем вместе с поставщиками разбираться. Запасы алкоголя мы делаем, но это обычная практика — в начале января поставщики алкоголя, как и вся страна, отдыхают", — говорит ресторатор.
Кроме того, общепит делает запасы еще и потому что, некоторые производители предупредили о повышении цен с нового года на 10%.
"Думаю, что шумиха вокруг внедрения ЕГАИС вызвана непониманием рестораторов. В такой непростой ситуации легко натолкнуться на злоупотребления со стороны контролирующих органов, проверки и штрафы. Дополнительное внимание прессы помогло бы избежать этого", — говорит Александр Берковский.
По данным сайта РАР, на данный момент к системе ЕГАИС подключены 87% из действующих оптовых организаций, данных по рознице и общепиту на сайте РАР нет.
На прошлой неделе в Ростове-на-Дону прошло совещание по поводу внедрения ЕГАИС среди участников рынка. На нем исполнительный директор некоммерческого партнерства "Объединение участников пиво-безалкогольного рынка" Камаль Лебедев отметил, что внедрение такого вида контроля, как ЕГАИС, требует совместной и слаженной работы как органов госвласти, так и участников рынка, а также длительного тестового периода. Например, на сегодняшний день подключено всего 28 тыс. участников розницы, в то время как к системе должны подключиться более 320 тыс. субъектов предпринимательской деятельности в РФ к 1 января 2016 года.
Как сообщили в пресс-службе "Пивоваренной компании "Балтика" , срок введения ЕГАИС для опта и розницы приходится на начало года и праздничные дни. "Многолетняя практика и опыт внедрения законодательных изменений в сфере регулирования алкогольного рынка показывает, что введение таких изменений с началом календарного года приводит к прерыванию торговых операций на рынке как минимум на период новогодних каникул, когда в ходе официальных нерабочих дней экстренные действия по восстановлению и наладке программного обеспечения ЕГАИС не производятся. Период с ноября по февраль — это самый активный период реализации алкогольной продукции. Привязка введения ЕГАИС в оптовой торговле к началу календарного года может привести к значительным убыткам законопослушных операторов алкогольного рынка России", — резюмируют пивовары.