Как ретейлеры закрывают прорехи на полках отечественными продуктами

Автор фото: Илья Питалев/ТАСС

С полок петербургских магазинов исчезают дорогие деликатесы и экзотические фрукты. Сохранить разнообразие выбора ретейлеры пытаются за счет отечественных производителей, но не для всех продуктов есть замена.

В прошлый кризис одним из инструментов снижения издержек ретейлеров было сокращение ассортимента. Так, компания Х5, чтобы сократить издержки и бороться с ростом цен, в 2008 году сократила ассортимент супермаркетов вдвое, с 20 тыс. позиций до 10 тыс., в "Пятерочке", например, — с 5 тыс. до 3,5 тыс. наименований. В нынешний кризис сознательное сокращение ассортимента скорее исключение. Так, сеть Prisma еще в середине года переформатировала один свой гипермаркет в супермаркет, отказавшись от торговли непродовольственными товарами, пояснив, что они слишком медленно оборачиваются.
Пострадали овощи и фрукты
Другие опрошенные " ДП " торговые сети от разнообразия предложения не отказываются. Ассортимент магазина у дома "Дикси", как и прежде, насчитывает около 3,5 тыс. наименований товаров повседневного спроса. В супермаркете "Лента" ассортимент около 5 тыс. наименований, в гипермаркете — около 25 тыс. Тем не менее поставщики говорят о сокращении закупок в некоторых категориях. Основная причина — падение спроса на подорожавшие премиальные продукты, а также эмбарго.
"С введением особых экономических мер под продуктовое эмбарго в ГК "Дикси" попали более тысячи ассортиментных позиций. Реализовать замещение в плодоовощной категории помогло увеличение загрузки российских партнеров — Московской, Тульской, Калужской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского краев", — рассказывает Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК "Дикси".  
Продавцы плодовоовощной консервации подтверждают, что спрос на их продукцию вырос. "У нашей компании продажи выросли в этом году, думаю, в первую очередь это происходит за счет импортозамещения. Например, украинскую марку "Верес" перестали поставлять, и сети стали больше работать с российскими производителями. Однако товары с полок уходят хуже, покупатели экономят", — говорит представитель компании "Валдайский погребок".
Как подчеркивают в " Дикси ", выпавший вследствие эмбарго ассортимент сеть полностью восстановила, однако не все товары имеют аналоги. Некоторые сорта фруктов, к примеру косточковые, или сыры с благородной плесенью были заменены альтернативными в рамках соответствующих категорий. "Умышленно ассортимент никто не сокращает, но часть категорий по объективным причинам поредела", — говорит Александр Мышинский, генеральный директор ГК "Реал", приводя в пример дорогие экзотические фрукты: после того как ягоды подорожали со 120-150 рублей за упаковку до 350, они пропали с полок.  
"Супермаркеты, гипермаркеты города сократили ассортимент фруктов, овощей, — рассказывает Марина Станчиц, совладелица и директор по продажам компании "Агротехнолоджи", — то есть там, где раньше было несколько сортов, на выбор оставляют один-два". Кроме того, она подчеркивает, что во главу угла встала цена, а не качество продуктов: "Проводят электронные торги, на которых главную роль играет цена, а сортовой, отборный товар стоит дорого. Стали редко покупать ягоды, хотя спрос на них есть. Мы это видим по собственной рознице, там, где не сокращали ассортимент и продолжаем продавать и ягоды, и манго, и клубнику".
Больше акций
В оправдание сетей можно сказать, что в своей ценовой политике они идут вслед за покупателями — многочисленные исследования свидетельствуют о том, что цена стала главным фактором выбора места для покупок. Так исследование MAGRAM Market Research показывает, что по итогам I квартала 2015 года около 25% потребителей сократило количество покупаемых товаров и почти 40% отказались от привычных марок в пользу более бюджетных.
"Активно сокращается премиум -сегмент, там идет вымывание товара, в качестве примера могу назвать деликатесную мясную нарезку, цена на которую взлетела. Ее подвезли к Новому году, но после праздников мало что останется", — говорит Александр Мышинский. Также он рассказывает, что сокращается потребление дорогого алкоголя, вино дороже 400 рублей почти перестали покупать, поэтому сети поменяли ассортимент в пользу российских, крымских вин.
В последнее время покупатели действительно стали более чувствительны к цене в условиях сложной экономической ситуации, они тщательно планируют бюджет и делают покупки чаще, но при этом количество продуктов в корзине немного сократилось по сравнению с прошлым годом, говорят в "Ленте". В ответ ретейлер увеличил количество продукции, которая участвует в промоакциях.