Смольный отказался от ежегодного дохода в 1 млрд рублей за управление стадионом "Зенит-арена"

Автор фото: Интерпресс

Управлять стадионом "Зенит–арена" будет футбольный клуб, для которого он и строится. Вложив в проект 35 млрд рублей, город отказался от управленческих доходов в 1 млрд рублей в год.

Стадион "Зенит–арена" на Крестовском острове после завершения строительства передадут в управление структуре "Газпрома". Скорее всего, управлять стадионом будет футбольный клуб "Зенит" (ФК), подконтрольный газовому гиганту и неоднократно заявлявший о своем интересе к этому активу. По оценке экспертов, доходы от управления стадионом могут превысить 1 млрд рублей в год. А если вместе со стадионом управляющая компания получит и прилегающий парк, то они будут гораздо выше. Между тем налоговые поступления от структур "Газпрома" в бюджет Петербурга на фоне падения цен на нефть значительно снизились. Эксперты отмечают, что, отдав стадион "Газпрому", город лишится дополнительного источника дохода в кризис.

К чемпионату мира почти готовы

О том, что стадион на Крестовском острове получит в управление структура "Газпрома", заявил на встрече с журналистами "ДП" вице–губернатор Игорь Албин. "Проект на эксплуатацию "Зенит–арены" — отдельный вопрос. Управлять будет точно структура "Газпрома". Какая именно — определим в ближайшее время", — заявил он. При этом чиновник не уточнил, по какой процедуре будет выбрана управляющая компания. "Конкурс всегда предпочтительнее. Но сейчас в стадии обсуждения с ОАО "Газпром" и другие схемы", — сообщил Игорь Албин.
Чиновник также поведал, что на данный момент стадион "Зенит–арена" готов на 80%. "Все общестроительные работы будут завершены в мае 2016 года — ко Дню города. Несколько месяцев уйдет на пусконаладку оборудования и ввод стадиона в эксплуатацию. К декабрю в соответствии с соглашением между городом и организатором ЧМ–2018 все работы будут завершены. А первые футбольные матчи пройдут на стадионе раньше — уже в сентябре", — сообщил вице–губернатор.
Он также добавил, что строительство Яхтенного моста на Крестовский остров, по которому на стадион будут попадать болельщики, профинансирует московская УК "Лидер".
"В том, что они выделят деньги, сомнений нет. Идет заключительная стадия переговоров. К концу года выйдем на конкурсную процедуру", — сообщил Игорь Албин.
Окупаемость этого проекта стоимостью 2 млрд рублей, по его словам, будет достигнута за счет платного автомобильного трафика. "Мостовой переход будет совмещенный — и пешеходный, и автомобильный. Высокая цена проезда для авто (по предварительным расчетам — 500 рублей с машины. — "ДП") — способ отсечения транспортных потоков от Крестовского острова", — сообщил вице–губернатор.
Что касается фан–зоны для болельщиков ЧМ–2018, то в качестве приоритетной территории город предложил FIFA стрелку Васильевского острова.
"Но там есть ограничения по вместимости. Так что придется тщательно проработать вопросы логистики и безопасности. Кроме того, мероприятие не должно мешать горожанам", — заявил Игорь Албин. Он добавил, что обсуждаются и другие адреса размещения фан–зоны, в частности территория около "Морского фасада" на Васильевском острове. Но приоритетной площадкой остается парк 300–летия Петербурга.

ФК станет УК

Источник "ДП", знакомый с ситуацией, сообщил, что, скорее всего, "Зенит–арену" получит в управление ФК "Зенит", подконтрольный "Газпрому".
"Город собирается передать клубу в управление не только сам стадион, но и прилегающий к нему Приморский парк Победы. Его тоже планируют вовлечь в хозяйственный оборот", — сообщил источник. Правда, в Смольном эту информацию пока не подтверждают.
В ОАО "Газпром" на запрос "ДП" не ответили. А в пресс–службе ФК "Зенит" комментировать ситуацию до официальной информации о выборе УК отказались. Правда, в прошлом году (до обвала рубля) источник в руководстве клуба рассказывал о намерении "Зенита" зарабатывать около 80 млн евро в год (3,6 млрд рублей по прошлогоднему курсу) на эксплуатации новой арены.
Для клуба с оборотом 5,5 млрд рублей в год это стало бы существенным расширением бизнеса. Для сравнения: выручка ФК "Зенит" от эксплуатации стадиона "Петровский" (с 2009 года находится в долгосрочной аренде у клуба) не превышает 100 млн рублей в год.
В марте Контрольно–счетная палата (КСП) Петербурга опубликовала отчет о деятельности ОАО "СК "Петровский", из которого следует, что стадион управляется неэффективно. В частности, ревизоры КСП указали на снижение выручки ОАО в 2013 году на 55%, до 93 млн рублей, и проведение ремонта стадиона по завышенным ценам.

Не только футбол

В изменившихся рыночных условиях доход "Зенита" от управления стадионом на Крестовском, по мнению экспертов компании QB Finance, может достигать $10–15 млн год (около 1 млрд рублей).
Согласно проекту, площадь коммерческих помещений в новом стадионе составит 26 тыс. м2 — чуть менее 10% общей площади.
"Только от эксплуатации этой недвижимости стадион может получать 800 млн рублей в год. Плюс доходы от матчей и культурных мероприятий. Так что выручка может быть значительно больше 1 млрд рублей. А если клуб получит в управление еще и парк, где можно будет организовать торговлю по выходным и в дни спортивных мероприятий, выручка может вырасти на 10–15%", — рассуждает Екатерина Запорожченко из УК Docklands.
"Поскольку площадка будет крытая и мероприятия смогут посещать до 80 тыс. человек, выручка только от одного концерта может составить до $20 млн", — сообщил один из экспертов шоу–бизнеса.

Налоги и управление

Еще при губернаторе Матвиенко "Газпром" и Смольный договорились о том, что газовая монополия переедет в Петербург и будет платить здесь налоги. За это город предоставил "Газпрому" ряд преференций, в частности позволил снести исторический стадион им. Кирова на Крестовском острове и построить на его месте новую арену для ФК "Зенит".
Строить ее начали в 2006 году (см. "История строительства..."). Общая стоимость объекта — 35 млрд рублей. "Газпром" собирался финансировать стройку сам, но в кризис 2009 года вышел из проекта. Сейчас единственным инвестором выступает бюджет Петербурга. Не удивительно, что у Смольного возникли сомнения, стоит ли в таком случае передавать стадион "Газпрому" в управление.
Но минувшим летом губернатор Полтавченко напомнил подчиненным, что содержание стадиона — дело дорогое (а дефицит бюджета Петербурга на будущий год — 58 млрд рублей). "Самое правильное — отдать стадион в управление клубу "Зенит", — заявил градоначальник.
Между тем налоговые поступления в бюджет Петербурга от структур "Газпрома" падают. Одна из причин — снижение цен на нефть за последние 2 года со $106 до $38 за баррель. В комитете финансов подтвердили, что "из–за кризиса налоговые вливания "Газпрома" в городской бюджет значительно сократились". Но глубину падения не обозначили.
Стадиону нужна управляющая компания с хорошим маркетинговым опытом, чтобы получать доходы от рекламы и концертной деятельности. Можно получать плату от нейминга, если продать название стадиона спонсору, развивать прилегающую инфраструктуру: строить отели, рестораны, пабы. Успешный опыт есть у Германии, Голландии, Испании. Так, "Амстердам–арена" зарабатывает за счет рекламы и гастролей мировых звезд. Стадион "Сантьягу Бернабеу" приносит значительные дивиденды клубу "Реал Мадрид" и стал обязательным местом для посещения туристов, не менее известным, чем знаменитые мадридские музеи.
Дмитрий Кипа
директор инвестиционно–банковского департамента QB Finance
"Зенит–арену" можно использовать для концертов, но большой загрузки это не даст. Обычно для масштабных концертов задействуют БКЗ "Октябрьский" и Ледовый дворец — редко они не удовлетворяют требованиям исполнителя. На моей памяти был, пожалуй, лишь один такой случай в Петербурге. Несколько лет назад мы готовились принять группу U2, рассчитывая, что "Зенит–арену" построят в срок. Но сроки сдвинулись, и концерт провели в Москве. Исполнители уровня U2, Мадонны, Rolling Stones приезжают в город не чаще 2–3 раз в год, а в кризис — в лучшем случае раз в год.
Юрий Голованов
директор ООО "Театр песни Аллы Пугачевой"
Помимо продажи билетов на концерты и футбольные матчи стадионы обычно зарабатывают, сдавая площади в аренду крупным корпорациям, которые проводят там свои мероприятия типа "Мама, папа, я — спортивная семья". Есть спрос на массовые лекции на стадионах. Вот приедет, скажем, Дональд Трамп и захочет нам прочитать лекцию. В Европе принято еще до начала строительства заключать договор инвестора с городом о том, что 25% или 40% всего времени в год стадион будет использоваться для нужд города, например под социальные мероприятия. При этом город может выступить как соинвестор строительства.
Александр Шарапов
президент NAI Becar