Как и зачем привлекать мусульманских туристов в Россию

Автор фото: Александра Ларинцева/Коммерсантъ

Вслед за China friendly Ростуризм анонсирует программу "халяль-френдли", призванную привлечь в Россию максимальное количество туристов-мусульман. Но этот новый виток развития въездного туризма уже вызывает массу вопросов.

На открытии нового туристического офиса Visit Russiа в Дубае заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев рассказал, что в ближайшее время будет запущена программа "халяль-френдли", ориентированная на туристов из стран Ближнего Востока и азиатских стран, где проживают мусульмане.
"Проект Halal Friendly ("Дружественный Халяль") – это система добровольной сертификации услуг предприятий туристической индустрии на соответствие потребностям туристов мусульман из различных стран мира.Сертификат соответствия Halal Friendly – официальное независимое подтверждение того, что предприятие туристической индустрии соответствует критериям программы Halal Friendly. Процедура сертификации соответствия объектов является платнрй и включает в себя сертификацию объекта, обучение персонала, последующий аудит выполнения предъявляемых требований. Сертификат
выдается сроком на 1 год", - объясняет Ильдар Мусин, президент компании "Спутник-спорт&бизнес тревел", отвечающей за расвитие программы.
Напомним, что с недавнего времени по программе China friendly отельеров  и работников торговых центров учат работать с туристами из Китая. Правда, если сравнить китайский и арабский рынок, то результаты пока не в пользу последнего.
Иран, например, занимает лишь 34 место в рейтинге стран, жители которых чаще всего отправляются отдыхать в Россию. За 2014 год РФ посетили 5 583 иранских туриста. Другие арабские страны вне всяких рейтингов. А путешественники из ОАЭ — и вовсе товар штучный: за первое полугодие текущего года Россия приняла всего 214 туристов  из этой арабской страны. Больше, конечно, чем в первом полугодии 2014 года, тогда их было всего 185. Но о грандиозном скачке спроса говорить пока не приходится, особенно если вспомнить про четверть миллиона туристов из Китая, посетивших Россию за тот же период.
Сколько туристов из разных стран посетили Россию в первом полугодии 2015 года
Источник: russiatourism.ru
Как сообщают в Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии, суммарное количество туристов из стран Ближнего Востока и азиатских стран, где исповедуют мусульманство, посещающих РФ за год, на данный момент составляет около 20 тысяч человек.
Прогнозироемое увеличение количества путешествующих мусульман
Источник: newsroom.mastercard.com
По данным исследования Master Card, в 2014 году 108 млн мусульманских туристов принесли мировой индустрии гостеприимства $145 млрд. С учетом того, что большая часть мусульман проживают в странах с быстро развивающейся экономикой, предполагается, что к 2020 году количество таких путешественников вырастет до 150 млн человек, а рынок в денежном выражении будет составлять $200 млрд.
"Мусульман в мире около 2 млрд.человек. Если удастся привлечь хотя бы 0,001 (одну тысячную), то это уже 2 млн. человек. Но это долгосрочная перспектива", - говорит Ильдар Мусин.

Неубедительная готовность

В РСТ рассказывают о положительном опыте посещения России специалистами туриндустрии и журналистами из ближневосточных стран, а заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев  даже отмечает, что всем им понравилась русская зима. Но одно дело рекламные и ознакомительные туры, другое — пакет, за который придется выложить немалую сумму денег. Особенно с учетом того, что рассчитывается привлечь обеспеченных туристов. Специалисты по внутреннему туризму сходятся в том, что туристы из арабских стран крайне притязательны и Россия во многом пока не готова их принять.
"Такие туристы предъявляют высокие требования к отелям, предпочитают пятизвездочные, обязательно не старой постройки. Некоторые требуют ежедневного посещения мечети", — объясняет руководитель департамента по въездному туризму турфирмы "Алеан" Ольга Ковалевич.
Количество туристов из ОАЭ, посетивших Россию
Источник: russiatourism.ru
Она также рассказывает, что до уровня сервиса, к которому привыкли туристы, например, из ОАЭ, Россия пока не дотягивает. Возможно, именно поэтому туристы из этой страны приезжают лишь в индивидуальном порядке. А вот количество гостей из Ирана и Ирака действительно растет, и требования у них не так высоки.
С учетом того, что программа является плпатной, целесообразность участия в ней может вызвать у участников рынка ряд сомнений.
"Компании всегда настроены на увеличение количества клиентов и получение прибыли. Но если туроператор не работал с определенным рынком, то такая программа, как "халяль-френдли", могла бы оказаться полезной. У гостей из мусульманских стран много специфических запросов, о которых не мешало бы знать заранее. Но стоимость программы должна быть соизмерима. Если инвестиции принесут прибыль в дальнейшем, то на это можно согласиться. Но, например, участие в выставках стоит дорого, а результатов почти не приносит", — говорит Ольга Ковалевич.
Специалисты также объясняют, что программы, которая просто научит работников гостиничного бизнеса общаться с туристами из мусульманских стран, а рестораторов составлять меню на арабском — недостаточно. Для того чтобы сделать российские города привлекательными для таких туристов, нужны огромные вложения, необходимо менять инфраструктуру и предоставлять привлекательные цены. С учетом экономической и политической нестабильности в России цены, сравнимые с Европой, делают страну неинтересной для туристов.

Дружелюбие под копирку

Сомнительны и попытки приветствовать всех туристов сразу. При этом наклейки, которая говорила бы о том, что отель или турфирма готовы работать с российскими туристами, пока никто не придумал. А рынок, между тем, тоже достаточно специфический. Раньше с ним приходилось справляться турецким и египетским отельерам, но после запрета двух самых популярных направлений почти 6 млн человек, предпочитавших эти страны, вынуждены будут куда-то отправлятся. Прогнозы того, что все они ринутся на российские курорты, чрезмерно оптимистичны, но процент путешествующих по стране россиян, скорее всего, увеличится, и с ними тоже придется считаться.
Людмила Кудрявцева, директор туристической компании "Балтик Трэвэл Компани", объясняет, что раз уж был взят курс на китайский рынок, то было бы логично для начала разобраться с ним и научиться без нареканий обслуживать туристов из Поднебесной.
"Нельзя все тиражировать. Сначала China friendly. Теперь "халяль-френдли". Нужно в принципе быть friendly. Нужно развивать инфраструктуру, подтверждать статус Петербурга как туристической Мекки. К тому же если бы я была российским туристом, который увидел, что отель дружелюбен по отношению ко всем кроме него, мне было бы очень обидно", — добавляет она.

Конфликта не будет

Что касается проживания в одних и тех же отелях российских и арабских туристов, которое может оказаться неожиданным для тех и других, то здесь, рассказывают специалисты, отельеры уже все предусмотрели.
"Как правило, для арабских гостей в отелях стремятся выделить какую-то отдельную зону, этаж или крыло, чтобы всем было комфортно", — объясняет Ольга Ковалевич.
К тому же, объясняет она, российские туристы очень редко выбирают отели высокой категории, а что касается туристов из ОАЭ и других арабских стран, то они как раз выбирают пятизвездочные. Таким образом, шансов у группы российских туристов встретиться с группой туристов-мусульман не так много.