"Платон" для РЖД

Пока дальнобойщики бастуют против "Платона", РЖД примеряются к грузам автоперевозчиков. Их услуги подорожали на 5–10% и сравнялись с тарифами железной дороги.

Погрузка (объем перевозимых по железной дороге грузов) в последние несколько лет сокращается и достигнет в этом году пятилетнего минимума 1,2 млрд т. Железнодорожники теряют в основном дорогие в перевозке контейнеры и наращивают транспортировку более дешевых грузов, главным образом угля.
Однако после запуска с 15 ноября системы "Платон" — платы (1,53 рубля за 1 км, до марта 2016 года) за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 т — у железнодорожников появился шанс перетянуть на себя часть автомобильных грузов, предложив грузоотправителям менее дорогую доставку. Так, по словам петербургских грузоперевозчиков, расходы на рейс по доставке товара по главному маршруту страны — из Петербурга в Москву — возросли в среднем на 6%, или на 2,2 тыс. рублей.
В результате, по словам большинства опрошенных "ДП" транспортников, чаще всего за доставку груза в Москву петербургский перевозчик берет теперь 38–40 тыс. рублей и 25–27 тыс. рублей — за транспортировку товара на обратном пути, из Москвы в Петербург.
До "Платона" наиболее распространенные тарифы в обоих направлениях колебались в диапазоне 33–35 тыс. рублей и 11–15 тыс. рублей соответственно.
Возросшие цены на автоперевозки даже немного превзошли (на 1–2%) тарифы железнодорожников.

Неожиданные расходы

Расходы перевозчиков не ограничиваются только оплатой проезда по трассе. Некоторые перевозчики заявляют о необходимости нанимать дополнительный персонал, чтобы разбираться в отчетности "Платона". По словам гендиректора ЗАО "Союзхимтранс–Авто" Артема Баршая, если у компании много автомобилей, то в получаемых от "Платона" отчетах достаточно сложно разобраться, понять, к каким именно рейсам относятся те или иные расходы. "Нужно контролировать, насколько корректно система учитывает пройденный по федеральной трассе путь. Сопоставлять их данные с собственными расчетами, чтобы не переплачивать. Чтобы разобраться в этом и контролировать расходы, наверное, придется дополнительно нанимать людей", — говорит Артем Баршай.
Дополнительный персонал для индивидуальных предпринимателей — непозволительная роскошь, да и для компаний он будет весьма обременителен, так как рентабельность грузоперевозок невелика — 5–7%, со слов перевозчиков. Поднять цены без оглядки на конкурентов не получится.

Вставай на рельсы

Железнодорожники решили воспользоваться сложной ситуацией на рынке автоперевозок и забрать себе часть грузов. ОАО "РЖД" уже заявило о возрождении идеи контрейлерных перевозок, возникшей еще при прошлом главе госмонополии Владимире Якунине (в августе он уступил пост Олегу Белозерову).
Однажды, посетив Финляндию, Якунин стал грезить перевозкой груженых фур по железной дороге, как это делается в Европе. Теперь же, когда проезд по федеральным трассам стал платным, по мнению железнодорожников, у автоперевозчиков появился дополнительный стимул встать на рельсы.
Однако идея контрейлерных перевозок не прижилась в РФ тогда и вряд ли приживется сейчас. В нормальной рыночной экономике не действия субъектов экономической деятельности подгоняют под закон, а закон подстраивают под потребности бизнеса. Так вот, перевозка грузовика или прицепа с тягачом на железнодорожной платформе, то есть перевозка одного транспортного средства в другом, — затея бессмысленная. Перевозить надо только прицеп тягача. В отличие от РФ, в ЕС прицеп, согласно нормативным актам, считается не транспортным средством, а тарой — такой же, как, например, контейнер. И совершенно неважно, кто его везет. В России же передача прицепа от одного перевозчика (собственника) другому — процедура не такая простая, как в ЕС.
Поэтому в РФ прицепы на рельсы встанут еще не скоро. Но оттянуть на себя часть грузов железнодорожники все–таки надеются. В ОЖД заявили, что на длинных плечах (Екатеринбург и Новосибирск) ценовое преимущество железнодорожного транспорта усиливается. "Наибольший потенциал к переходу с автотранспорта на железнодорожный имеют тяжелые контейнеры в связи с ограничениями по максимальной разрешенной массе к перевозкам", — считают в компании "Евросиб". Сомневается в успехе оппонентов Мария Храпунова, директор ООО "ВВС–Транс": "Я часто слышу, что РЖД заберут у нас грузы, но пока у них что–то не получается. Клиентам важна не только цена, но и сроки. Железнодорожники доставляют грузы во Владивосток за 300 тыс. рублей, а автомобилисты — за 450 тыс. Но мы везем 2 недели, а железнодорожники — в течение месяца".