Реализм и шизофрения

 

Выставка о реализме в современном российском искусстве, проходящая в корпусе Бенуа, открывает чрезвычайно интересную дискуссию о том, как художники нашего времени видят связь между творчеством и жизнью. Вопрос это животрепещущий. И дело даже не в том, чтобы определить, несет ли в себе искусство сегодня социальную, политическую или моральную ответственность, — ясности хочется в профессиональном отношении.
Например, интересно было бы обсудить, каким именно образом актуальное искусство демонстрирует свою вовлеченность в современность. Как соотносятся его злободневность и публицистичность с постмодернистской рефлексией над гибелью истории? В каких случаях актуальность — интеллектуальная мода, а в каких — манипулирование стереотипами масс–культуры? Какие из реалистических конвенций XIX–XX веков присутствуют в современном искусстве? Есть ли сегодня место реализму в понимании Курбе, Шамфлери и Мюрже? Или нам ближе левое искусство 1930–х, противопоставившее фигуративность экспериментам авангарда? А может быть, в своих творческих поисках современные художники обратились к опыту братьев Ленен и Делатура? Либо, напротив, они игнорируют своих далеких предшественников и пытаются вернуть к жизни фотореализм 1970–х?
На все эти вопросы хотелось бы получить хотя бы короткие комментарии, но выставка в ГРМ не об этом. Она представляет собой обзор современной живописи, который включает самые разные работы: и произведения выпускников Академии художеств, и постсюрреалистские фантазии, и photo–based painting, и образцы нового духовного искусства, и постмодернистские игры с концептом реальности, и многое другое. Столько современной живописи разного рода давно уже не показывали ни музеи, ни галереи.
Это потрясающая панорама, демонстрирующая так много разных работ, что поневоле задумаешься: к чему все эти реализмы и что у нас за реальность такая, если искусство, свидетельствуя о ней, предстает в образах полной и безоговорочной шизофрении?
Ну а с другой стороны — уместно ли предъявлять к искусству требование обнаруживать порядок в нашей нынешней жизни? Какая жизнь — такое и искусство.