Ростехнадзор обнаружил истинные причины ноябрьского блэкаута в пяти районах Петербурга

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Блэкаут.

Блэкаут 5-6 ноября в Петербурге произошел из-за тотальной неразберихи на электростанциях ТГК-1 и в диспетческих центрах. Если бы энергетики проверяли состояние сетей, короткое замыкание кабеля во время работ экскаватора не закончилось бы отключением электричества в пяти районах города.

Проверка Ростехнадзора показала, что причиной блэкаута 5-6 ноября в Петербурге стал хаос, который царит в технических службах — как на электростанциях, так и в диспетчерских центрах.
Доклад об этом сегодня представил руководитель северо-западного отделения Ростехнадзора Григорий Слабиков. Его отчет о промежуточных результатах проверки слушали в строгом закрытом формате, после регионального штаба по обеспечению безопасности электроснабжения (проводится правительством Петербурга). О деталях отчета dp.ru сообщил источник в Ростехнадзоре. Он не знает, почему обсуждение решили засекретить. Изначально отчет Григория Слабикова был включен в повестку дня и должен был обсуждаться открыто, перед журналистами.  
Проверка Ростехнадзора показала, что 5 ноября неосторожность рабочих "ТГК-сервис" (подрядчик перекладывал теплотрассу) спровоцировала короткое замыкание на Автовской ТЭЦ. Но этот разряд сам по себе не мог вызвать такие глобальные последствия, как отключение электричества в пяти районах города.
Оказалось, что сотрудники Автовской ТЭЦ не осматривали устройство, которое должно защищать сеть, с июля 2015 года. Это грубое нарушение правил эксплуатации. На момент аварии устройство (его техническое название — "защита шин 110 кВт") не было включено. Если бы эта защита была исправна, многие подстанции в момент аварии продолжили бы работать. "А какой результат мы получили? Автовская, Первомайская, Василеостровская и Юго-Западная ТЭЦ выделились на изолированную работу, более 200 ВМт отключенных потребителей, 227 трансформаторных подстанций, устранение аварии длилось до 5 часов", — передал слова Григория Слабикова источник в Ростехнадзоре.
Спустя сутки, утром 6 ноября, к проблемам на ТЭЦ добавился перегоревший накануне, во время аварийного ремонта, шлейф. К тому же в целом на сетях продолжался ремонт, хоть потребители этого на себе уже и не ощущали. Так, около 9:00 6 ноября на Автовской ТЭЦ начали ремонт первой секции шин — участка, на котором 5 ноября произошла авария.
Но рабочие неправильно составили план ремонтных работ. Из-за их ошибок отключились автоматы, которые управляют трансформаторами в электрической цепи. На это отреагировала запущенная таки накануне система защиты ТЭЦ. Она тут же автоматически отключила часть оборудования, и турбогенераторы перешли на автономный режим.
Через несколько минут начальник смены почему-то доложил диспетчеру, что отключенное оборудование включилось. Почему он так решил, неизвестно. Диспетчер дал команду запускать работу энергосистемы (команда звучит как "синхронизировать электричество района"). Дежурный начальник колонны синхронизации принял сообщение диспетчера и запустил работу энергосистемы. Прежде чем сделать это, дежурный начальник должен был проверить, действительно ли оборудование на ТЭЦ работает и поставляет энергию. Однако он этого делать не стал.
Результат — блэкаут №2. В районе Первомайской, Василеостровской, Автовской ТЭЦ и на нескольких подстанциях случились очередные аварии. Были обесточены Кировский, Московский, Адмиралтейский районы, около 140 подстанций и 16 тыс. потребителей. И во втором случае для блэкаута даже экскаватор не понадобился.
К слову об экскаваторе, проверяющие обнаружили множество нарушений и в том, как в принципе была организована работа компании "ТГК-сервис" (подрядчик ТГК-1) на Автовской ТЭЦ. Подрядчик работал без проектной документации и более того — даже без разрешения на строительство. Выставлять ограждение вокруг участка рабочие тоже не стали. Ни у кого не было списков работников, которые трудились на ТЭЦ. Они умудрились попасть на объект, не получая пропуски, не говоря уже о наряде на выход на работу. На этом фоне вовсе неудивительно, что экскаватор компании повредил систему Автовской ТЭЦ. Возможно, это было наименьшее, что могло случиться. Но, повторимся, повреждение само по себе не могло обесточить полгорода.
Как видно из доклада Григория Слабикова, среди персонала на петербургских ТЭЦ царит полнейшая неразбериха и хаос. И докладчик, и вице-губернатор Игорь Албин, который руководил совещанием, заявили, что руководство Автовской ТЭЦ и ее сотрудники должны быть наказаны. Шла речь об их отстранении от работы. Также участники совещания отметили, что неплохо бы проверить квалификацию персонала на городских подстанциях, поскольку эта ситуация заставляет в ней усомниться.
Кроме того, на совещании вице-губернатор обрушился с короткой критикой на комитет по энергетике и потребовал оштрафовать подрядчика, но сумма штрафа пока не звучала.
5 ноября 2015 года в пяти районах Петербурга — Василеостровском, Адмиралтейском, Красносельском, Кировском и Московском — днем отключили электричество. Сбой оставил без света социальные объекты: школы и больницы, выключились светофоры на перекрестках, электричество в деловых и торговых центрах, а также на некоторых заводах. В зоне отключения оказались 1,5 млн человек. Как пояснили в ТГК-1, в 14:07 в энергосистеме произошло снижение частоты до 48,5 Гц. Из-за этого на Первомайской и Автовской ТЭЦ сработала противоаварийная автоматика. Стоит отметить, что в компании утверждали, что аварии на ТЭЦ не было. На устранение аварии понадобилось около 5 часов, а на следующий день, 6 ноября, утром блэкаут снова повторился, хоть уже и не был таким масштабным и длительным.