Как торговцам алкоголем подключиться к системе ЕГАИС

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Елена Нагорных

Меньше месяца есть у торговцев алкоголем для подключения к системе ЕГАИС, без которой с 1 января магазины не смогут закупать товар. Штраф за отсутствие системы — 200 тыс. рублей.

С 1 января магазины и предприятия общепита не смогут закупать алкоголь без Единой государственной автоматизированной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС). А уже спустя полгода, с 1 июля, без нее нельзя будет также продавать алкоголь в розницу. В Петербурге, по данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), существует чуть более 3,3 тыс. компаний, имеющих розничную лицензию на торговлю алкоголем (6,8 тыс. обособленных подразделений). Стоимость внедрения системы на одну точку — от 150 тыс. рублей. Как подчеркивает Андрей Мишонин, руководитель проекта ЕГАИС в оптово–розничном звене, замдиректора московского филиала ФГУП "ЦентрИнформ", отсутствие ЕГАИС на торговом предприятии, отпускающем крепкий алкоголь, станет поводом для взыскания штрафов с юридического лица в размере 200 тыс. рублей. Понимая, что петербургским бизнесменам остается, грубо говоря, месяц, чтобы внедрить новую технологию закупок алкоголя, КРППР совместно с Центром развития и поддержки предпринимательства активно распространяет среди игроков рынка информацию по подключению к ЕГАИС.
Так, недавний семинар в "Ленэкспо" собрал больше 1 тыс. представителей оптовых компаний, розницы и общепита. При этом настроения, особенно среди малых компаний, в основном пессимистичны: некоторые торговцы уже заранее решили закупить товар впрок, чтобы продавать его до наступления лета. А после этого срока не обращаться за продлением алкогольной лицензии и тем самым уйти с рынка.

Тревожные предчувствия

ЕГАИС вводится для того, чтобы защитить население от контрафактного алкоголя — таким стремлением, помимо прочих, объясняет нововведение Росалкогольрегулирование (РАР). Будто в подтверждение позиции регулятора выступавший на семинаре Виталий Головко, директор Главного научно–исследовательского центра Федеральной налоговой службы, председатель совета петербургской общественной организации "Алкогольконтроль", продемонстрировал залу бутылку коньяка, которая, по его словам, была куплена несколько минут ранее в одном из ближайших магазинов и оказалась контрафактом.
"В коридоре есть стенд, который позволяет проверить бутылку с помощью кассового аппарата и напечатать чек. Через УТМ ("Универсальный транспортный модуль" — служба, передающая данные из учетной системы на сервер ЕГАИС. — Ред.) бутылка не прошла, и, значит, на ней поддельная марка. Это наглядный пример действительности, которая есть сейчас", — пояснил масштабы проблемы Виталий Головко и от лица возглавляемой им общественной организации пообещал инициировать проверку магазина.
Как полагает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, доля нелегальной суррогатной продукции на рынке России составляет 65%.
Однако точка зрения РАР, которое видит в ЕГАИС панацею от торговли нелегальным алкоголем, больше всего критикуется участниками рынка. "Мы, честные предприниматели, установим систему за бешеные деньги, а ларечники продолжат по ночам отпускать пиво и водку, взятками откупаясь от структур, которые кормятся с этих точек", — сетует владелица небольшого розничного магазина Людмила Патрушева. Она уверена: затраты на подключение ЕГАИС для ее магазина неподъемные. "Откуда я возьму деньги, если сейчас даже продажи хлеба упали в 2 раза? Нас, малых, хотят лишить доступа к алкогольному рынку, но продажа алкоголя делает больше половины выручки магазина, без этого мы не выживем!" — говорит Людмила Патрушева.

По каждой бутылке

Тем не менее компаниям, желающим остаться на алкогольном рынке, чиновники советуют решать проблему подключения к ЕГАИС поэтапно. Прежде всего к 1 января 2016 года получить ключ JaCarta — специальное устройство с электронной подписью и программой, оно позволит магазину подтверждать факт закупки алкоголя.
Вторым шагом станет подготовка магазинов и ресторанов к 1 июля 2016 года, когда обязательной уже станет фиксация продажи алкоголя. Торгующие алкоголем розница и общепит должны будут фиксировать закупку товара в учетных программах, установленных на предприятии (например, 1С, которая автоматически обменивается данными с ЕГАИС). Если данные по закупкам нельзя будет синхронизировать с УТМ, то кассовое оборудование и его ПО придется заменять. В розничной торговле с 1 июля кассир, отпуская алкоголь, должен будет считывать торговый штрихкод EAN–13 c этикетки бутылки. Если сканер успешно считает информацию с этикетки, торговая система распознает продажу алкогольной продукции. Затем система затребует считать двухмерный штриховой код — для отечественной продукции с федеральной марки, для импортной — с акцизной марки. Далее по запросу к УТМ касса получит подтверждение закрытия чека и бутылка наконец будет продана.

Не без подвоха

При этом штрихкоды и марки на бутылках торговле придется беречь как зеницу ока: поврежденный штрихкод нельзя будет считать, и продать товар будет невозможно. Остановятся продажи алкоголя и в том случае, если в магазине больше 3 дней не будет работать Интернет и как следствие — УТМ. Что же касается многочисленных баров, ресторанов и прочих объектов общественного питания, торгующих алкоголем, им также придется подтверждать факт закупок товара после 1 января. А разлитую продукцию учитывать не по бокалам, а по количеству откупоренной тары — бутылок, кег и прочих емкостей.Придется заносить в учет и продажи пива, так как на них нет марок для считывания системой УТМ, данные о продажах ежедневно нужно будет фиксировать в специальном журнале. Он может быть как бумажный, так и электронный. Главное — иметь в распечатанном виде страницы за каждый день работы заведения.
При этом бизнесу непонятно, где найти место для хранения такого количества бумаг: по закону, они должны сохраняться в течение 5 лет. Внедрение ЕГАИС, только по приблизительным оценкам, обойдется рынку Петербурга в 1,5 млрд рублей. В первом полугодии 2015 года объем розничного рынка алкоголя в Петербурге составил около 23 млрд рублей, а рынка общепита — около 53 млрд рублей.