Протест глазами чиновника

Из–за дальнобойщиков власти срочно ужесточают закон о митингах. Впрочем, протесты грузоперевозчиков ничем особо страшным властям не грозят.

Госдума собирается с реактивной скоростью принимать поправки в закон о митингах, приравнивающие автопробеги к демонстрациям, а сооружение палаточных городков — к пикетированию. Все сразу поняли, что дело в дальнобойщиках, которые охватили своими протестами против системы "Платон" полстраны и как раз в эти дни готовятся к походу на Москву.
После того как поправки примут, устраивать такие акции у водителей уже не получится. Им нужно будет подавать уведомления в установленный срок, назначать организаторов акции, среди которых не может быть людей, привлекавшихся к ответственности по политическим статьям, ну и так далее.
На самом деле даже странно, что депутаты только сейчас вспомнили об этих поправках, которые МВД разработало, а правительство внесло в Думу еще в конце сентября. Задумывалось все, конечно, вовсе не против дальнобойщиков, просто полиция оказалась провидцем. Впрочем, отношения власти и общества в России так устроены, что такое предвидение не требует семи пядей во лбу. Ужесточай на всякий случай, а потом обязательно пригодится.

Спокойствие, только спокойствие

Впрочем, беспокойство депутатов и полицейских в отношении дальнобойщиков выглядит надуманным. Ничем особенно страшным для власти эти протесты все равно не грозят. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на ситуацию глазами не активиста, а чиновника.
Вот представьте себя на месте высокопоставленного госслужащего, в чьей власти отменить систему "Платон". А теперь назовите хотя бы одну причину, по которой вы должны пойти на поводу у дальнобойщиков. Нет ни единой. Решения уже приняты на самом высоком уровне и с учетом интересов влиятельных персон. Деньги на систему потрачены, их надо отбивать. Вся тяжесть общения с недовольными ложится не на вас, а на чиновников среднего звена, которые никаких реальных полномочий не имеют, а к вам если и пропустят каких–то дальнобойщиков, то только тщательно отобранных.
А главное: если вы откажетесь отменять систему, то ничего не произойдет. Ну пошумят люди — и что?
Они что–то возьмут штурмом и устроят восстание? Нет. Наоборот, большинство дальнобойщиков подчеркивают, что требования их далеки от политических. Да и сил у них для этого нет. Может быть, они не проголосуют за президента в очередной раз? Бросьте эти глупости. Даже если и так — сколько там максимум тех недовольных и членов их семей, тысяч сто? Исходя из результатов выборов 2012 года, это 0,25% избирателей Путина. Тяжкая потеря, нечего сказать. Из–за роста стоимости перевозок вырастут цены в магазинах? Да они и так уже второй год растут такими темпами, что лишние 5–10% роли не сыграют. Ну и опять же — к последствиям это как–то не ведет. Никого не уволят. Ладно — сменят какого–нибудь куратора чего–нибудь на среднем этаже президентской администрации.
На самом деле давно известно: чтобы власть стала решать проблему, надо, чтобы ситуация представляла собой проблему для власти.

Торг уместен

Можно, конечно, возразить: а вот в седые времена протесты против монетизации льгот… Ну, во–первых, это был первый раз, когда власть в постельцинскую эпоху столкнулась с более–менее массовым протестом, поэтому она немного растерялась.
Во–вторых, с тех пор все давно уже ученые и заранее закладывают в исходные условия возможности для торга. В данном случае это размеры штрафов: наверняка же никто всерьез не рассчитывал на штраф в полмиллиона рублей. Вот их и согласились урезать сразу в 100 раз. Можно придумать еще какие–нибудь тактические движения: заморозить сроки на полгодика–год, например.
В общем, гасить такое давно научились. В самом крайнем случае может приехать лично Владимир Путин, как в Пикалево, и в прямом эфире кого–нибудь выпороть и всех спасти. Но это уже в чисто пропагандистских целях.
Ваша задача как чиновника — максимально протест растянуть, немного подвинуться и подождать, пока участники не устанут митинговать. Все уступки можно будет вернуть в дальнейшем, постепенно.
Если решено, что некто должен получить 8 млрд рублей, то он их получит — не из одного источника, так из другого. А самым активным вручить депутатский мандат, превратив их в самых верных союзников. Все же помнят, что глава генсовета "Единой России" Сергей Неверов в 1998–м тоже стучал каской на знаменитой акции шахтеров на Горбатом мосту в Москве.