Как творчество Эльдара Рязанова перекочевало в современную культуру

Автор фото: Global Look Press

Сегодня ночью скончался Эльдар Рязанов, подаривший стране "Карнавальную ночь", "Берегись автомобиля" и "Иронию судьбы". "ДП" собрал признаки того, что эпоха самого любимого в России кинорежиссера не завершится даже после его смерти.

В ночь на 30 ноября ушел из жизни кинорежиссер, народный артист СССР Эльдар Рязанов. Причиной смерти культового режиссера стала острая сердечная недостаточность.
За 55 лет творческой деятельности Эльдар Рязанов снял около 30 кинокартин. Среди самых известных "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Приключения итальянцев в России", "Служебный роман", "Ирония судьбы, или С легким паром". А всего этого могло бы и не быть, если бы молодой Рязанов смог поступить, как и хотел, в Мореходное училище в Одессе. Но поступить в мореходку ему не удалось, и чтобы не терять год, он из желания посмотреть, что из этого выйдет, подал документы во ВГИК. Несмотря на то что его отец был врагом народа, Рязанова после успешного прохождения вступительных испытаний зачислили на режиссерский факультет.
За один одну из своих самых успешных впоследствии киноработ, "Карнавальную ночь", Рязанов и вовсе не хотел сначала браться. Ему не нравился сюжет картины и вообще хотелось снимать более серьезное кино. В итоге же фильм сделал режиссера известным на всю страну. Позже были сняты не столь популярная "Девушка без адреса" и  "Гусарская баллада". А вот "Берегись автомобиля" полюбилось зрителям не меньше, чем "Карнавальная ночь". Семидесятые годы и вовсе стали золотым периодом в творчестве режиссера, тогда на экраны вышли фильмы "Ирония судьбы, или С легким паром" и "Служебный роман". Следующее десятилетие ознаменовали более серьезные и осмысленные "Жестокий романс" и "Дорогая Елена Сергеевна". Свой последний фильм режиссер снял в 2009 году.
После смерти тех, кто внес в культуру такой огромный вклад, обычно принято говорить о закончившейся эпохе. Но сейчас так сказать не получится. Его культовые фильмы уже более 30 лет не сходят с экранов. Цитаты плотно засели в головах нескольких поколений, а самые смешные моменты из культовых картин режиссера копирует в короткие ролики на Coub даже малознакомая с творчеством Рязанова молодежь. "ДП" вспомнил, как творчество режиссера вписывалось в современную действительность и обретало новую жизнь.

"Наша мымра" и другие

Сложно найти в России человека, который не поймет, о чем речь, если упомянуть "нашу мымру", вспомнить, "какая гадость эта ваша заливная рыба", или сказать: "тебя посодют, а ты не воруй".
Все это, а также еще целый ряд цитат, на которые давно разобрали фильмы Рязанова, плотно засело в головах сразу нескольких поколений и, наверное, еще долгое время никуда оттуда не денется.
"Служебный роман", наряду с то и дело упоминаемой подчиненными, которые не в восторге от своей начальницы, "нашей мымрой", подарил зрителям множество не менее запоминающихся реплик героев.
"Мы вас любим. Где-то в глубине души, где-то очень глубоко".
"Поставьте Веру на место! И не трогайте больше руками!"
"Если сегодня еще кто-нибудь умрет или родится, я останусь без обеда".
"Идите вы... в бухгалтерию!!!"
Главную новогоднюю кинокартину СССР (а позже и России) тоже не устают цитировать:
"Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню".
"Нашлись добрые люди: обобрали, подогрели... Нет — подобрали, обогрели".
"Ипполит, ну какой вы тупой!"
"Ты ничто. Ты живешь на свете по доверенности", "жениться нужно на сироте!", "я хочу угнать эту машину, а вы мне мешаете", "он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек" — говорили герои еще одной культовой работы Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля", а зрители все это запоминали и повторяли.

Неудавшиеся копии

Большинство картин Эльдара Рязанова можно назвать культовыми и известными каждому. Так, например, "Ирония судьбы" за 40 лет успела стать таким же ярким атрибутом Нового года, как елка, мандарины, шампанское и салат "оливье". Неудивительно, что мысль повторить такой успех посещала и современных режиссеров. В 2007 году на экраны вышел сиквел картины под названием "Ирония судьбы. Продолжение", снятый Тимуром Бекмамбетовым. Изначально на фильм были огромные планы, на роль главной героини, Нади-младшей, даже звали Милу Йовович. Но, прочитав сценарий, она как-то не впечатлилась и отказалась от съемок. В итоге роль исполнила Елизавета Боярская, а ее партнерами по фильму стали Сергей Безруков и Константин Хабенский. Появились в фильме и уже знакомые зрителям по оригинальной версии фильма Юрий Яковлев, Андрей Мягков и Барбара Брыльска. Даже сам Эльдар Рязанов засветился в сиквеле в роли пассажира самолета, на плече которого спал один из главных героев. Правда, многие зрители сошлись во мнении, что реклама в фильме бросалась в глаза больше, чем сами актеры и не сильно новый сюжет. Любители уличать кинематографистов в переборе с продакт-плейсментом насчитали на экране более 15 различных брендов.
Несмотря на то что "Ирония судьбы. Продолжение" не имела ошеломительного успеха, 4 года спустя режиссер Сарик Андреасян решился переснять "Служебный роман". Фильм вышел под слоганом "основан на реальном шедевре", но успех реального шедевра, к сожалению, повторить и ему не удалось.

Краткое изложение

С появлением сервиса коротких видеороликов Coub фильмы Рязанова разобрали еще и на видеоцитаты. Пользователи накладывали музыку на кадры из полюбившихся кинокартин, сочетали их с моментами из современных фильмов и песен или использовали в изначальном виде. Интересно, что Coub — изобретение последних лет, пользуется им в основном молодежь, и юное поколение, судя по количеству роликов, фильмы Рязанова тоже не оставляют равнодушными.