Почему сети 5G не баловство, а необходимость

Генеральный директор ООО "Линк Девелопмент" Алексей Кузнецов объясняет, почему сети 5G — не баловство, а необходимость.

В мире насчитывается около 13,5 млрд мобильных устройств. Их количество может превысить 50 млрд к 2020 году, причем основная доля будет приходиться не на мобильные телефоны, а на различные умные устройства. Постепенно меняется сама концепция использования Интернета. На крупнейшей выставке мобильной индустрии Mobile World Congress в этом году наиболее активно обсуждался вопрос внедрения сетей пятого поколения (5G).
Если потребности пользователей смартфонов в быстром доступе к контенту уже решены стандартами 3G и 4G, то новый стандарт будет прежде всего для Интернета вещей — это умные телевизоры, бытовая техника, датчики, промышленные системы управления, автомобили. Многие автопроизводители уже заявили о планах выпустить к 2020 году автомобили, которые будут управляться без помощи человека, что потребует внедрения новых систем связи.
Транспортное средство с компьютерным управлением по сравнению с обычным (человек за рулем) имеет множество преимуществ, поскольку решает целый ряд штатных проблем, связанных с автотранспортом, а также высвобождает большой объем времени, которое мы проводим за рулем. Принципы автономного управления сводятся к тому, что под контролем информационно-аналитического комплекса серверов должен находиться весь город или, в случае крупного мегаполиса, отдельный его район, трасса. Сюда стекается вся информация, поступающая с установленных на улице систем видеонаблюдения, а по городу (по аналогии с сотовыми вышками) располагаются передатчики связи, обрабатывающие показания посредством геолокации. Весь поток информации собирается в этом комплексе, анализируется с учетом того, что на дороге находится не только управляемый автомобиль, но и машины с ручным управлением, пешеходы, а далее автомобилю передаются команды — куда ехать.
Для обеспечения подобного взаимодействия необходима отказоустойчивая система передачи сигнала с очень коротким временем задержки в передаче данных. Именно выполнение этого условия является сдерживающим фактором, так как напрямую влияет на безопасность. Например, время задержки в сетях 4G эквивалентно тормозному пути 1,4 м, а в сетях 5G это будет не больше 3 см.
Южную Корею часто приводят в пример как лидера по развитию сетей 4G — в стране на конец III квартала 2015 года проникновение LTE составляет 97%. В России этот показатель в 2 раза ниже — около 45%.
Петербургу, чтобы не отставать по технологическому развитию от ведущих городов мира, предстоит сделать большую работу. Наиболее актуальная проблема — предоставление мобильным операторам недорогого доступа к инфраструктуре для размещения базовых станций. Операторам требуется уплотнять сеть для обслуживания небольших зон с локальной концентрацией трафика. Вкладом города в развитие сетей связи могло бы стать предоставление доступа к существующей городской инфраструктуре: опорам освещения, линиям электропередачи, крышам трансформаторных подстанций.