Дальнобойщики подтягиваются к Москве

Автор фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Дальнобойщики держат в тайне детали и точную дату готовящейся всероссийской акции протеста против "сбора Ротенберга", чтобы власти не помешали ее проведению. Они стягивают в Москву силы к 3 декабря, когда президент РФ Владимир Путин обратится к Федеральному собранию.

Дальнобойщики планировали 30 ноября провести в Москве акцию против введения автоматизированной системы взимания платы с грузовиков тяжелее 12 т за проезд по федеральным трассам — "Платон". Но передумали и выбрали новую дату — 3 декабря, когда президент РФ Владимир Путин будет обращаться в 20-й раз к Федеральному собранию. "Мы решили дать время правительству и депутатам Госдумы, чтобы они отреагировали на прошлые акции и приняли соответствующие меры. Если водителей не отключат от системы "Платон", 3 декабря дальнобой пойдет на Москву", — приводит ТАСС слова председателя профсоюза водителей-дальнобойщиков Александра Котова.
Опрошенные "ДП" дальнобойщики объясняют, что эта дата выбрана не случайно. Перенос сроков позволит дальнобойщикам стянуть к столице больше сил. В Москву движутся фуры из многих регионов — Пскова, Вологды, Дагестана, Иркутска и др. Из Петербурга в Москву вышло 250 фур и легковых автомобилей. Правда, подъезжают к столице, преодолев сопротивление полиции, пока меньше 100. Правоохранительные органы препятствуют движению протестующих и пугают их уголовной ответственностью за участие в несанкционированных протестных мероприятиях. Тем не менее рискнувшие поехать в Москву дальнобойщики намерены идти до конца, до полной отмены "Платона". А менее смелые товарищи (их подавляющее большинство) как порядочные продолжают возить грузы в надежде, что коллеги, теряя деньги и рискуя свободой, отменят "Платон". Систему еще называют "сбором Ротенберга", по фамилии владельца фирмы — оператора системы Игоря Ротенберга, сына друга президента РФ Владимира Путина Аркадия Ротенберга.
Лояльные
Окончательное решение об участии в акции протеста в Москве координационный совет петербургских дальнобойщиков принял в субботу, после неудачной встречи с министром транспорта РФ Максимом Соколовым. В администрации Московского района министр встречался с так называемыми лояльными дальнобойщиками, лидером которых считается Владимир Матягин, глава НП "Грузотранс". Они не требуют отмены "Платона", а ведут переговоры с властями о смягчении требований к перевозчикам. В частности, по словам Владимира Матягина, уже удалось снизить размеры штрафов в 100 раз — до 5-10 тыс. рублей. "Сейчас мы договариваемся о том, чтобы оплачивать проезд по федеральным трассам не авансом, а с отсрочкой платежа на 30-45 дней", — добавляет Владимир Матягин.
У него есть собственные грузовики, и хотя он не поддерживает действия радикальных, как он их называет, дальнобойщиков, борющихся за отмену "Платона", тем не менее регистрировать свой транспорт в "Платоне" и получать бортовые устройства Владимир Матягин не торопится. "Пока обещали не штрафовать. Вот я и хочу проверить на себе, — говорит Матягин. — Если протестующим удастся добиться отмены "Платона", в чем я сомневаюсь, то лично пожму каждому руку".
Радикальные
Тем времени "радикальным" дальнобойщикам приходится нелегко. В частности, их предводитель Александр Расторгуев, координатор движения ТИГР (Товарищество инициативных граждан России) с субботы неоднократно задерживался полицией из-за неоплаченного штрафа на 500 рублей за нарушение правил дорожного движения. Свидетельство о регистрации его транспортного средства еще в воскресенье изъяла полиция, усомнившись в подлинности документа. Тогда Александр Расторгуев отправился в Москву на машине сына. Но по пути в столицу его снова задержала полиция. "Они предъявили те же обвинения в неоплате штрафа на 500 рублей. Хотя он уже оплачен, что я подтвердил квитанцией. Подлинность свидетельства о регистрации на машину сына тоже вызвала сомнения у полицейских. В итоге автомобиль и меня вернули в Петербург на эвакуаторе. Но я все равно поеду в Москву", — не сдается Александр Расторгуев.
С обычными дальнобойщиками полицейские действуют хитрее. "К нам на стоянке подъехали полицейские и дали подписать бумагу, в которой сказано, что за участие в несанкционированной акции протеста нам грозит не административная, а уголовная ответственность. Я, разумеется, не подписывал ее и в акции участвовать буду. Нам до Москвы 170 км", — говорит калужский дальнобойщик Алексей.
Путин и дальнобойщики
После действий полиции дальнобойщики стали осторожнее, осваивают навыки партизанской борьбы — не называют в телефонных разговорах места, время сбора, маршрут движения. "Из Петербурга выехало 250 грузовых и легковых машин. Все пошли разными маршрутами, чтобы не нарваться на полицейские кордоны. Некоторых, насколько я знаю, задержали. Мне удалось уже добраться до Твери без происшествий. Собираться будем в разных местах", — говорит петербургский дальнобойщик Владимир.
Когда именно состоится акция протеста, дальнобойщики не говорят. "Мы будем слушать команду нашего лидера Александра Котова", — заявили почти все опрошенные "ДП" перевозчики.
По словам Александра Расторгуева, перекрывать дороги на Москву никто не будет. "Мы проведем на МКАД "Улитку", — объясняет Александр Расторгуев. "Улитка" — это когда большегрузы движутся со скоростью не белее 10 км/ч по правой полосе. Такая акция, проведенная в Петербурге 24 ноября, серьезно затруднила движение на Софийской улице и Московском шоссе.
Впрочем, что на самом деле устроят дальнобойщики в Москве, пока неизвестно. Детали акции, место и сроки ее проведения они держат в тайне.