Рецензия на фильм "Страна ОЗ"

Автор фото: Кинопоиск

Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Страна ОЗ" режиссера Василия Сигарева.

Воистину молчание — золото. Российский кинематограф сегодня не умеет разговаривать, это общая беда для всех жанров: либо натужные длинноты, либо отточенные, но безжизненные репризы. Люди и в том и в другом случае в жизни "так не разговаривают". Творческий союз режиссера Василия Сигарева и актрисы Яны Трояновой представил элегантный вариант решения проблемы: героиня тут в основном молчит, произнося по поводу и без повода, для поддержания разговора, однообразные фразы, становящиеся к концу фильма знаком абсурда всего происходящего: "Где улица Торфорезов?" и "У меня сестра копчик сломала". Героиня прибыла из деревни Малые Люли (все названия соответствуют реальным топонимам в Екатеринбургской области) в областной центр, чтобы начать жизнь заново. Она при этом вовсе не глупая, просто неразговорчивая, такой "сибирский характер" в бытовом его значении. К тому же она говорит с неповторимым и восхитительным местным акцентом, несколько отрешенно и как бы роняя с каждым словом мешочек цемента.
Мало того: по мере развития сюжета (в новогоднюю ночь ей нужно заступить на новое место работы — продавщицы ларька на этой самой улице Торфорезов, но она, несмотря на все усилия, так и не доберется до него) она перестает пользоваться даже тем скудным словарным запасом, который у нее есть. Себе дороже тут что–то говорить. То есть героиня восхитительно молчит почти всю дорогу, а все ее попытки выстроить коммуникацию с жителями большого города заканчивают провалом: ее никто не слышит. Отвечают ей точно так же невпопад, жонглируя собственным уникальным набором фраз.
Какой–нибудь философ сказал бы про этот фильм, что это про "кризис коммуникации". Или, если сказать мягче, все тут думают о чем–то своем, не посвящая других в ход своих мыслей. Это полбеды, но беда в том, что они еще и действуют, никого не предупреждая и ни с кем не советуясь, нанося тем самым друг другу максимальный материальный и моральный ущерб. При этом все как–то умудряются выжить.
Но, конечно, в первую очередь этот фильм смешной. Этот фильм новогодний. Правда, он намеренно пытается отстраниться от привычной новогодней "уси–пусичной" манеры разговора со зрителем, но в конце все равно будет сказка, и героиня встретит принца (Гоша Куценко). Но перед этим ей предстоит пройти ряд испытаний. Что поразительно: это фильм правдивый, реалистичный (в каждой фразе и каждом жесте), но при этом добрый, смешной — и отчасти даже трагический. Фильм сделан с каким–то бетховенским напором, мощные взрывные аккорды и литавры. В общем, в нем почти нет недостатков.
Критики уже говорят о появлении в этом году нового формата успешного прокатного кино: это и не комедия, и не драма — а нечто среднее. Зритель, возможно, устал от масштабных полотен и высказываний и ждет чего–то более интимного и непосредственного.
Конечно, при этом и самого массового зрителя ждет небольшое испытание: ему придется примириться с жестковатой манерой высказывания в современном кино. Если зритель готов посмотреть на себя в это зеркало — без заигрываний, без скидок на возраст и интеллект, — тогда мы можем ожидать целой грозди нового "среднего кино", которое, в свою очередь, породит — шутка сказать — целую новую волну.
В противном случае зритель проголосует рублем, и фильм останется очередной смелой, но бесполезной попыткой расколдовывания формата новогоднего кино. Тогда опять все будет как было. Со Строительной улицей (из фильма "С легким паром"), а никакой не Торфорезов.