Петербургский фактор

Арт–критик Станислав Савицкий — о выставке Надежды Эверлинг.

Выставка Надежды Эверлинг в Библиотеке книжной графики продолжает давнюю петербургскую традицию художественного свидетельства о том, чем живет эта некогда столица, а с некоторых пор музей под открытым небом в свободное от приема официальных делегаций и туристических групп время. Мирискусники воспевали уют и тайну Коломны и неприступность Новой Голландии. "Круг художников" рассказывал о том, что заботило рядовых жителей города трех революций. Александр Арефьев и Орден нищенствующих живописцев искали в коммунальной повседневности страсти, не отформатированные советскими приличиями.
Графика Надежды Эверлинг — еще одна изящная, лирическая и точная реплика в диалоге, который художники издавна ведут с городом. Об этом Петербурге сегодня вспоминают редко. Для современного искусства такой сюжет как будто совсем локальный: попробуй объясни, что тут у нас в Парке Челюскинцев, кураторам из Касселя. Впрочем, все мы неоднократно убеждались в том, что в следовании собственному интересу художник находит больше силы и признания, чем в подстраивании под фестивальный формат.
Рассказ Эверлинг о Петербурге 2010–х — это репортаж о жизни, которую проигнорировали многие, но теперь стоит не только с ней считаться, но и искать свое к ней отношение. Рисунки Эверлинг, фиксирующие эпизоды повседневности в ее незатейливости, возвращают нас к реальности, к тому, из чего складываются наши дни.
За разговорами о симулятивной политике, о минкультовских скандалах, о биеннальной неразберихе или о последних модных переводах Беньямина мало кто обращал внимание на то, чем живет этот город, обезоруживающий любого, кто ценит местную меланхолическую самодостаточность, провинциальную гордость и старательное достоинство, с которым здесь умеют приосаниться. Городские пейзажи и сценки из петербургской жизни Надежды Эверлинг — об этом. О Петербурге, который всегда знает свой интерес, какой бы ни была повестка дня в галереях в Челси на Манхэттене или на недавних дебатах кураторов в преддверии грядущей "Манифесты". Кто–то по этому поводу негодует, кто–то недоумевает. Счастлив же тот, кто испытывает к этому городу пожизненную привязанность.