Перемена сада

Петербуржцы, отказавшиеся от поездок за границу, берутся за оформление садовых участков, переходя от грядок к цветам.

Перепланировку участка, рассказывают участники рынка, клиенты чаще всего заказывают при покупке на вторичном рынке загородного дома, чтобы оформить сад "под себя", или после неудачного опыта работы с ландшафтными дизайнерами. Реже переделывают сады в только что построенных коттеджных поселках или обращаются к дизайнерам, если сад просто разонравился.
Руководитель ландшафтной студии "Ботаник" Денис Баташев добавляет, что часто перепланировку заказывают при семейных переменах: например, у его студии был проект объединения участков поженившихся соседей. Но в среднем дизайн сада успевает надоесть владельцам за 5–6 лет без каких–либо объективных причин.
"Несмотря на кризис, — добавляет исполнительный директор компании "Дуэт" Екатерина Суковицина, — сейчас строится много коттеджных поселков, где дизайн участка чисто символический, покупатели обычно переделывают его самостоятельно. Что касается дачных участков — изменения идут в направлении от овощного сада к декоративному. История всех садов — это история от полезного к красивому, то же самое переживают наши дачные хозяйства. Сейчас многие сокращают площадь картофельной грядки, отводя место хвойникам, вересковым и другим декоративным растениям".

Неожиданный рост

Логично предположить, что в кризис такие заказы должны стать редкостью: переоформление участка никак нельзя назвать насущной необходимостью. Но гендиректор компании "Домашний оазис" Артем Новиков рассказывает, что на деле все оказалось не так: спрос снизился только в экономсегменте, а у клиентов, которые относятся к среднему классу и выше, даже появилась дополнительная мотивация обращаться в ландшафтные компании. Люди просто больше времени начали проводить на загородных участках вместо заграничных курортов. Поэтому они стремятся реализовать то, что раньше откладывали на потом.
"Интерес к загородной недвижимости в обозримом будущем не будет подогреваться инвестиционным спросом, а покупатели, приобретающие ее для себя, больше заинтересованы в ландшафтных услугах, чем те, для кого такая покупка — просто вложение денег, — продолжает Артем Новиков. — Но они более требовательны к качеству, и конкуренция обострится. Кроме того, полагаю, что девелоперы наконец начнут расценивать ландшафтный дизайн как конкурентное преимущество своих коттеджных поселков".
Денис Баташев отмечает, что доля заказов на перепланировку в общем объеме работ — небольшая, гораздо чаще заказывают дизайн под ключ — когда участок оформляется с нуля без учета того, что на нем находилось раньше. "Тем более что, к примеру, пересадить дерево стоит дороже, чем посадить новое", — поясняет он.

Локальные переделки

Сейчас петербургский рынок ландшафтного дизайна оценивают примерно в 10 млрд рублей. В городе, по данным НП "Ассоциация "Загородная недвижимость", работают около 150–170 ландшафтных компаний. Как рассказывают участники рынка, в последнее время участились заказы от девелоперов, ТСЖ и госучреждений, тогда как несколько лет назад основную долю рынка занимали заказы от физлиц.
Артем Новиков добавляет, что перепланировка участков редко бывает глобальной: если заказчик "обжегся" на некачественной услуге или хочет полностью перестроить участок, то, как правило, компания–исполнитель готовит новый проект, как при первом оформлении. Но чаще речь идет о локальных изменениях — например, добавлении площадки для отдыха, детской игровой зоны и др. "Специфика нашего рынка — узкий ассортимент качественных отечественных материалов. Поставщики есть, но их мало, так что мы к ним привязаны, — говорит предприниматель. — При этом есть много материалов, которые производят только в Европе, и они существенно подорожали".
"Другая проблема, — говорит Екатерина Суковицина, — во время роста рынка появилось много компаний, которые учитывают в проектах только эстетическую, а не агротехническую составляющую дизайна".