Зачем Герман Греф хочет полностью приватизировать Сбербанк

Автор фото: Вдовин Сергей

После пятилетней паузы Герман Греф вновь заговорил о приватизации Сбербанка. Возможно, топ-менеджер поднял эту тему в связи с рекордным ростом акций банка на бирже. Есть и другая версия: акции растут, потому что план по приватизации уже есть.

В интервью немецкой газете Handelsblatt Герман Греф высказался за поэтапную полную приватизацию Сбербанка. Сейчас 50% плюс одна акция крупнейшего госбанка принадлежат Центробанку. По мнению Грефа, 25% можно было бы сразу выставить на торги на фондовой бирже и еще 25% можно было бы на переходный этап оставить у Центрального банка. "Но, в принципе, ничто ведь не мешает полностью приватизировать Сбербанк. Это позволит серьезно улучшить наше положение", — заявил он.
Частными акционерами Сбербанка могли бы стать крупные инвестиционные фонды, добавил Герман Греф. По его словам, государство сейчас принимает слишком активное участие в российской экономике.

"Давайте начнем со Сбербанка"

Это не первый раз, когда глава Сбербанка выступает за его приватизацию. Почти 6 лет назад, в январе 2010 года, на форуме в Давосе Герман Греф говорил о необходимости сокращения доли государства в капитале российских банков. "Давайте начнем со Сбербанка", — говорил он тогда, однако не встретил такого же энтузиазма со стороны Министерства финансов. Алексей Кудрин, который был в то время вице-премьером и министром финансов, говорил, что государству еще слишком рано выходить из ведущих банков, особенно из Сбербанка, который имеет так много миноритариев и несет такой груз социальной ответственности.
Никогда не была в восторге от этой идеи Германа Грефа и Эльвира Набиуллина. В 2013 году она довольно категорично заявляла, что ЦБ России не собирается сокращать свою долю в Сбербанке России, которая после SPO в 2012-м сократилась до 50% плюс одна акция, не только в ближайшие 2–3 года, но и в более далекой перспективе. Тогда она попросила исключить Сбербанк из планов по приватизации на 2014–2016 годы. "У банка большая доля депозитов населения, что во многом объясняется доверием к государственному собственнику банка", — поясняла она. Поддерживал главу ЦБ в этом вопросе и вице-премьер Игорь Шувалов, заявивший, что у правительства сейчас нет планов продажи акций Сбербанка.

Зачем Греф снова поднял эту тему

К тому, чтобы снова поднять тему приватизации Сбербанка, Германа Грефа могли подтолкнуть рекорды акций Сбербанка на бирже в последние дни, считает Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари. Обыкновенные акции Сбербанка торгуются сегодня выше 107 рублей, а это область исторических максимумов. С декабря прошлого года бумаги выросли более чем в 2 раза. Также, по мнению Вадима Иосуба, причиной могло стать желание Грефа улучшить качество корпоративного управления банком и таким образом повысить доходы акционеров.
С другой стороны, рост акций может быть не причиной, а следствием. "Акции Сбербанка уверенно растут последний месяц, игнорируя движения рынка, что может указывать именно на игру инсайдеров, знакомых с планами по приватизации", — в то же время предполагает аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин.
Напомним, ранее повышенный интерес к акциям Сбербанка эксперты связывали с тем, что это самая ликвидная бумага среди российских акций, а российский рынок, в свою очередь, привлек инвесторов в связи со сменой западной риторики по отношению к России в ноябре.
Источник: данные Московской биржи
Не исключают эксперты и личную выгоду Грефа. "Возможно, он хочет обезопасить себя от участи Якунина, став благодаря западным инвесторам пожизненным главой Сбербанка. Другой опцией может быть выкуп приватизируемых акций через подконтрольные ему структуры с целью получить контроль и таким образом поднять в разы стоимость этого пакета. В то, что он делает это из заботы об эффективности российской экономики, мне верится с трудом", — считает аналитик Rye, Man & Gor Securities Василий Сапожников.
"Герман Греф периодически выступает с заявлениями о необходимости сокращать государственное вмешательство в экономику. Сейчас он продолжает свою риторику, и это не является сюрпризом. Греф, как "рыночник", конечно, хотел бы иметь меньше проектов, решение по кредитованию которых может "приниматься сверху", — добавляет Владимир Киселев, финансовый аналитик ИК "Доходъ".

Монополия в перспективе

По мнению Владимира Киселева, если приватизацию осуществлять по предложенному сценарию, при котором у Банка России остается блокпакет в 25% акций, то значительных изменений для банковской системы не произойдет. "Уход государства из отрасли полностью можно будет считать частью оздоровления финансов страны, так как снизится количество проектов, кредитуемых по заказу государства и не приносящих прибыли", — говорит он.
Также, по мнению сергея Ильина, приватизация Сбербанка повысит привлекательность России для иностранных капиталов, так как сокращения участия государства в экономике в целом в большинстве случаев рассматривается позитивно.
В то же время для финансовой системы России снижение доли государства ниже контрольной, причем в таком гиганте банковского сектора грозит усилением монополизации, считает Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. Крупнейшие коллеги по цеху едва ли смогут оказать серьезное сопротивление Сбербанку: по объему активов он приравнивается к последующим семи банкам в списке, говорит она. "Судя по западной практике, в системе должна быть высокая диверсификация крупных, средних и мелких банков, чтобы создавать высокую конкуренцию на рынке. В текущих условиях после широкомасштабной чистки выживают сильнейшие, поэтому о "честной конкуренции" говорить сложно", — рассуждает аналитик.
В теории приватизация позволяет убрать явное противоречие между собственником и менеджером госкомпании, говорит Василий Сапожников. "Менеджер такой компании воспринимает ее как свою собственность, но, в отличие от реального собственника, он не может оставлять там полученную прибыль, поскольку с его сменой он теряет и все, что остается в компании. В итоге эффективным считается тот госменеджер, который по максимуму выводит всю прибыль, не позволяя при этом обанкротиться компании. Стоит ли говорить, что выведенные таким образом средства не могут остаться в стране по определению. А значит, экономика в целом от этого сильно теряет", — рассуждает он.
Однако если средства на покупку акций придут от иностранных инвесторов и это не будут средства в виде очередной схемы по получению контроля за "ноль", то для экономики в краткосрочном плане это будет позитивно, считает он. Но даже в этом случае есть риск монополизации отрасли контролирующим инвестором. "Сбербанк благодаря государству перетянул всех качественных заемщиков и стал "to big to fail", а пользоваться этим предоставят новому владельцу. В долгосрочном плане мы все заплатим "налог на монополию". Частный инвестор будет использовать свои преимущества на все 100% и поблажек делать не станет", — прогнозирует аналитик.

Неудачный момент

В то же время, по мнению Вадима Иосуба, у такого крупного приватизационного проекта сейчас мало шансов на реализацию: с точки зрения продажи Сбербанк нужно приватизировать только после отмены санкций со стороны Запада, а сейчас, когда они действуют, бумаги будут оценены рынком намного ниже. "Если эта идея и будет поддержана руководством России, то лишь в отдаленной перспективе", — прогнозирует аналитик.
Сейчас приватизация преждевременна, соглашается президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович. По его мнению, сейчас банкам с госучастием нужна государственная поддержка, кроме того, активы банка будут оценены по нужной цене, только когда исчезнут санкции. Подробнее о его позиции читайте в рубрике "Блоги".
"Доля государства в Сбербанке дает своего рода гарантию, что все будет хорошо. А внезапное заявление о приватизации может вызвать и кратковременную панику среди населения", — добавляет Алена Афанасьева.