Чем рискуют санаторы проблемных банков

Автор фото: Исакова Анна/ТАСС

Все больше банков хотят заработать на санации проблемных кредитных организаций. По неофициальным данным, подыскивают санатора и Балтинвестбанку. "ДП" разбирался, какие выгоды и риски несет в себе роль санатора.

Банковский сегмент оказался одним из самых уязвимых в нынешний кризис. Растет количество банков с отозванными лицензиями, и уже сейчас понятно, что расчистка банковского рынка, которую проводит ЦБ, в этом году намного масштабнее, чем в прошлом. Проблемы возникают и у достаточно крупных банков.
Согласно критериям ЦБ, которые назвала Эльвира Набиуллина в прошлом году, регулятор принимает решение о санации вместо отзыва лицензии, если этот банк является системно-значимым (его исчезновение приведет к проблемам в регионе или стране), если санация экономически обоснована и обходится дешевле отзыва лицензии и если этот банк не обслуживает теневую экономику и не был замечен в криминальных схемах.
При санации банков АСВ может привлекать инвесторов, которые заинтересованы в активе, а может проводить санацию самостоятельно. Если у банка возникают серьезные проблемы с ликвидностью, то санация становится лучшим вариантом для клиентов: физлица сохраняют свои сбережения в полном объеме, даже если сумма вкладов в этом банке превысила страховой порог в 1,4 млн рублей, а юрлица в принципе оказываются спасены: они могут перейти на обслуживание к санатору, сохранив вклады, а не становиться десятыми в очереди на возмещение в случае отзыва лицензии. В идеале каждый вкладчик после санации должен получить назад свой вклад в полном объеме.
Выгодна санация не только вкладчикам, но и санаторам. Они получают долгосрочные кредиты по ставкам ниже среднерыночных от АСВ. Согласно прогнозу Standard & Poor’s, к концу года расходы Центробанка и АСВ на санацию банков могут достигнуть 1 трлн рублей.
Самый крупный кредит, в 295 млрд рублей под 0,51% годовых, получил от АСВ банк "ВТБ" в сентябре 2011 году на оздоровление Банка Москвы. Благодаря этому кредиту ВТБ смог отразить прирост капитала в 152 млрд рублей, при этом в конце прошлого года АСВ продлило льготный кредит еще на 5 лет, что позволило банку отразить доход в 99 млрд рублей, на который он сформировал дополнительные резервы в 98 млрд рублей и получил 800 млн рублей прибыли в 2014 году.
В этом году удачно смог воспользоваться деньгами АСВ СМП Банк братьев Ротенбергов, который отхватил лакомый кусочек — Мособлбанк (рекордсмен по выплатам АСВ). В том числе благодаря деньгам АСВ СМП Банк смог заработать 16 млрд рублей прибыли в первом полугодии против убытка в 2 млрд рублей в прошлом году. Доход СМП Банка от санации Мособлбанка, Финанс Бизнес Банка и Инресбанка составил 14 млрд рублей.
Также санатор получает и новых хороших корпоративных клиентов, которые часто переходят на обслуживание к банку-санатору, базу клиентов физлиц, которая до этого выстраивалась в регионе работы банка годами, сеть офисов в этом регионе и все то самое дорогое, что холил и лелеял банк, который рушится.
"Во-первых, роль санатора выгодна, если стратегией предусмотрено активное развитие филиальной сети. Расходы на создание филиальной сети выше, чем затраты на санационные мероприятия. Во-вторых, наращивание клиентской базы и желание создать/развить розничный бизнес. Немаловажно и то, что каждый банк — это пазл в огромной финансовой картине. Выбытие пазлов создает проблемы для отрасли в целом. В этом не заинтересован никто, ведь восстановить доверие гораздо сложнее, чем протянуть руку помощи своим коллегам по цеху. Здесь главное, чтобы процесс санации стал возможностью, а не просто передачей рисков и проблем на баланс банка-оздоровителя", — объясняет управляющий партнер UFS IC Елена Железнова.

Кот в мешке

Аналитики Standard & Poor’s предупреждают, что роль санатора, за которую банки так активно борются, — это достаточно большой риск для них, потому что банки не всегда успевают изучить активы банка как следует. Бывает так, что дью дилиженс (предварительная проверка активов на добросовестность перед покупкой бизнеса) не позволяет обнаружить скрытые проблемы на балансе проблемных банков.
Обычно дополнительные проблемы санаторам создают большие объемы просроченной задолженности в кредитных портфелях банков, которые они спасают. К примеру, у "Балтийского", который санирует Альфа-Банк, на 1 ноября объем просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле составляет 57% (это 9,6 млрд рублей), у "Таврического" на 1 ноября — 75,7% (33 млрд рублей), у Мособлбанка — 25,6% (49,2 млрд рублей).
Кроме того, после принятия решения о санации ЦБ усиливает контроль не только над банком, который нужно спасти, но и над санатором. К санатору предъявляются определенные требования к выполнению финансового плана по оздоровлению проблемного банка. Соответственно, и ответственность банков-санаторов возрастает, отмечает Вадим Исаков, территориальный директор банка "БКС Премьер".  

Шкура неубитого банка

Несмотря на риски, претендентов на роль санатора крупных банков становится все больше. Недавно всех удивил в этом смысле Владимир Коган: по сути он официально вернулся в банковский бизнес, став первым в истории практики АСВ частным инвестором-санатором: он получил 82% "Уралсиба".
Между тем претендентов на покупку "Уралсиба" хватало: среди них так или иначе назывались Московский кредитный банк Романа Авдеева, банк "Россия", Альфа-Групп и СМП Банк братьев Ротенбергов. За право стать санатором банка разгорелась нешуточная борьба. В СМИ то и дело появлялись сообщения о выборе санатора, которые беспокоили всех претендентов на покупку и опровергались сторонами.
Теперь в подобной ситуации оказался и петербургский Балтинвестбанк: один из крупнейших петербургских банков, по неофициальным источникам, стоит на пороге санации. ЦБ и АСВ проводят в банке проверку, платежи юрлиц в бюджет в банке приостановлены. В банке "Санкт-Петербург" ранее подтвердили, что ведут переговоры с топ-менеджментом Балтинвестбанка о санации, также свой интерес к санации банка подтвердил опытный санатор Альфа-Банк.
Также санатором Балтинвестбанка могут стать МФК, который не комментирует пока эту ситуацию, не исключают аналитики и кандидатуру Владимира Когана, который в метит в десятку крупнейших банков. Вероятность санации Балтинвестбанка аналитики оценивают в 80-90% и подчеркивают, что претендентов на санацию Балтинвестбанка будет много: у банка хорошая клиентская база.
Однако в конечном счете санатора выберет АСВ посредством конкурса: предполагается, что АСВ сформулирует требования к санаторам и определится с условиями кредита, а претенденты будут принимать участие в конкурсе, если их устроят эти условия.
Ключевым требованием ЦБ останется сильная финансовая позиция банка-санатора и дешевый доступ к фондированию, поскольку прирост капитала в краткосрочной перспективе сменяется усилением кредитного давления и приводит к снижению рейтинговых оценок. На втором месте — социальная значимость (хотя мы уже наблюдаем ослабление влияния этого критерия). Круг кредитных организаций, среди которых ЦБ будет выбирать санатора, вряд ли изменится, прогнозирует Елена Железнова.  В то же время, по словам аналитика ИК "Премьер" Сергея Ильина, механизм выбора победителя не всегда бывает прозрачен.
Одно из главных последствий санаций — консолидация в банковском бизнесе. "Санация, безусловно, стимулирует консолидацию в секторе, причем за государственный фактически счет", — комментирует Сергей Ильин.
Основные риски консолидации — сокращение присутствия банков в регионах и рост системных рисков. "При чрезмерной консолидации возможен рост системных рисков, что требует от ЦБ дополнительного регулирования деятельности крупных игроков. "Поглощение и уход с рынка региональных банков и продолжающаяся оптимизация сетей федеральных игроков в значительной степени снижает присутствие банков в регионах, место которых могут занять менее контролируемые регулятором МФО", — считает Кирилл Мясоедов, региональный директор Северо-Западного филиала Росбанка. В то же время, по его словам, расчистка банковского сектора сможет оздоровить российскую банковскую систему.
Аналитики прогнозируют рост консолидации и рост доли банков с государственным участием в 2016 году. "Мы также рассчитываем на то, что в банковском секторе вырастет число M&A сделок, т.е. еще на этапе до начала процедуры банкротства", — добавляет Елена Железнова.