Инвесторы вкладывают деньги в новые гостиницы в Петербурге после удачного туристического сезона

Нынешний год стал лучшим за 15 лет для туристического рынка Петербурга. Доходность отелей выросла на 28%. Этот успех и грядущий чемпионат мира по футболу, который увеличит турпоток в город, сподвигли инвесторов на запуск новых гостиничных проектов.

К 2018 году в Петербурге должно появиться как минимум 10 новых гостиниц. Инвесторы, воодушевленные успешным туристическим сезоном 2015 года (в высокий сезон турпоток в Петербург вырос на 40%), один за другим заявляют о планах по строительству отелей. Некоторые из тех, кто планировал заморозить или перенести свои гостиничные проекты, решили не откладывать их в долгий ящик.
В 2015 году Петербург был признан главным туристическим направлением в Европе по версии ассоциации World Travel Awards. Участники туристического рынка отмечают, что нынешний год был лучшим за последние 15 лет. В основном за счет гостей из российских регионов, а также стран Азии и Латинской Америки.
Правда, о продолжении этого тренда они говорят с осторожностью. Если остановится падение рубля, то интерес китайских и латиноамериканских туристов к Петербургу несколько охладеет. А если ослабление нашей национальной валюты продолжится, то сократится поток российских гостей.
Еще год назад, когда российская экономика начала стремительно падать, эксперты говорили, что гостиничное строительство в Петербурге в ближайшие годы бесперспективно, а инвесторы стали сдвигать сроки запуска отелей и замораживать проекты. По подсчетам "ДП", таких отказников было около десятка. Однако уже к лету, когда стало ясно, что по результатам бронирования номеров в гостиницах сезон обещает быть очень успешным, инвесторы воспряли духом. В целом за год было заявлено о строительстве в Петербурге около 15 отелей. Большинство из них предполагается возвести к 2018 году, когда в Петербурге пройдет чемпионат мира по футболу.
Так, компания "ПКФ "Пирамида–Д" к чемпионату построит на пр. Обуховской Обороны отель под брендом Holiday Inn (он станет третьим в Петербурге объектом этого оператора). Инвестиции в проект оцениваются в 6 млрд рублей.
В сентябре губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подписал меморандум о сотрудничестве с китайской инвестиционной компанией "Дунбао", которая хочет построить в Красносельском районе Петербурга конгрессно–выставочный центр "Дружба" стоимостью 34 млрд рублей. В его составе планируются две 25–этажные башни, в которых разместятся бизнес–центры с гостиницами три–четыре звезды.
" Плаза лотос групп " братьев Зингаревич ведет переговоры со Смольным о компенсации за отмену проекта апарт–отеля в здании Конюшенного ведомства в виде земельного участка на Витебском пр. Здесь инвестор, по предварительным данным, тоже сможет построить гостиницу. В "Плаза лотос групп" заявили, что проект апарт–отеля не отменен, поэтому говорить о том, как будет выглядеть гостиница на Витебском пр., рано.
Некоторые бизнесмены, отложившие проекты до лучших времен, передумали и все же решили открыть свои гостиницы.
Например, как сообщил глава ГК "Энерго" Азат Григорьян, в конце 2014 года он собирался заморозить проект на неопределенный срок. "Но этим летом эксперты в туристическом и гостиничном бизнесе, с которыми я разговаривал, сказали мне, что сезон был фантастически успешным. Поэтому я пересмотрел планы: откроем отель, скорее всего, в 2016 году", — говорит он.
Инвесторы также корректируют уже существовавшие проекты: например, корейская Lotte Group приобрела в 2014 году проект апарт–отеля "Исаакиевская Ассамблея" и построит вместо него пятизвездочную гостиницу. Открытие намечено на 2017 год, рассказала Евгения Тучкова из Colliers International СПб.

Лучший за 15 лет

Украинские события 2014 года отпугнули от России европейских и американских туристов. Теперь эти страхи несколько поутихли. И, хотя гости из этих стран едут в Петербург не очень охотно, город выигрывает за счет перераспределения турпотока, отмечает Maris.
Снижается количество туристов из Франции, Германии, США, Польши, которые считают Россию небезопасной. Зато вчетверо вырос поток приезжих из Азии и Латинской Америки.
"Иностранцев тянет в Россию не только интерес к нашей культуре и природе, но и девальвация рубля, которая делает путешествия доступнее", — говорит владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы.
Отметим, что девальвация рубля играет на руку и инвесторам — особенно тем из них, кто имеет валютные ресурсы.
По словам вице–президента по операционной деятельности и развитию IHG в России и странах СНГ Aрона Либинсона, Россия — приоритетный рынок для IHG, так как популярность этого города среди туристов растет.
Россияне тоже стали чаще посещать Петербург. По оценке экспертов, в 2014 году их в Петербурге было 50% от общего потока, а сейчас 60%. Большинство отечественных туристов — москвичи. Но прибавилось и приезжих из регионов, констатирует гендиректор "Грант–Тур" Галина Клюшина. По ее оценке, спрос на внутренний туризм вырос за год на 30%. Если бы билеты на поезд и самолет были доступнее, этот показатель был бы еще выше, говорит она. Среди гостей из регионов стало много приезжающих в Петербург на уикенд, что раньше было редкостью, комментирует Евгения Тучкова. "Наша индустрия получила те деньги, которые соотечественники откладывали на зарубежные турне. От заграничных поездок многие отказались из–за боязни терактов и выросших цен в валюте. Так что в туризме произошло импортозамещение", — отмечает Юнис Теймурханлы.

Турпоток с поправкой на валюту

В высокий сезон (с мая по август) туристический поток в Петербург вырос на 30–40% по сравнению с 2014 годом. В среднем за год число гостей увеличится на 20%. По прогнозу комитета по туризму Смольного, турпоток превзойдет показатели очень успешного 2013 года и составит 6,6 млн человек.
В наибольшем выигрыше оказались гостиницы высоких категорий: их загрузка, по оценке JLL, за 9 месяцев по сравнению с тем же периодом 2014 года выросла на 12% (были заняты каждые семь из 10 номеров). "В III квартале все сегменты, кроме люксового, привлекли небывалое число гостей — загрузка в каждом из них за этот период превысила 80%, а в верхнем сегменте — 90%", — комментирует Татьяна Веллер из JLL.
За три квартала средний тариф по рынку поднялся на 8%, до 6,5 тыс. рублей за номер в сутки, а показатель доходности на номер вырос на 28% — до 4,2 тыс. рублей.
В 2015 году в Петербурге не открылось ни одной гостиницы, а в 2016–м планируется запуск сразу трех, сообщают в Colliers International. Показатели предварительного бронирования на лето 2016 года хорошие, говорит Юнис Теймурханлы. Эксперты прогнозируют, что спрос на Петербург у арабских, латиноамериканских и азиатских туристов будет расти, как и поток гостей из российских регионов. Но это произойдет лишь в том случае, если не будет резких колебаний курса рубля. Если же экономическая ситуация в России ухудшится, внутренний туризм пойдет на убыль. Если же, наоборот, рубль укрепится, поредеет поток иностранцев.
Туристов стало больше. Но платежеспособных сограждан, готовых тратиться на путешествие, не так много. Так что у нас как было 60% соотечественников среди гостей, так и есть. Зато в 4 раза (до 10%) вырос поток туристов из Китая. При этом растут издержки самой гостиницы из–за роста цен на продукты, электричество и воду. В план следующего года мы заложили их рост на 15%. Правда, на продвижение отеля мы больше денег тратить не станем. Но, поскольку растет число запросов через Интернет от гостей из наших регионов, мы увеличили штат сотрудников.
Владимир Иванов
гендиректор гостиницы "Октябрьская"
Оборот гостиничного рынка города за год вырос на 35%. Хотя сравнение с 2014 годом не совсем объективно, поскольку он из–за политических событий был провальным. Тем не менее мы каждый месяц фиксируем рост турпотока. Гостей из России стало 45% от общего числа против прошлогодних 30%. Причем если раньше приезжали в основном москвичи, то теперь едут и другие регионы. Поток иностранных туристов тоже растет. В следующем году наши собственники ожидают рост оборота на 10%. Но все будет зависеть от курса валют. Цены мы пока не пересматривали.
Мария Чеблакова
коммерческий директор W–Hotel
Год был удачный. Мы увеличили сеть в СПб на три хостела — теперь их 15. Но роста по выручке не получили, хотя цены увеличили на 5% и в некоторых проектах нам снизили арендную плату за помещения. Издержки тоже выросли. В следующем году мы откроем первый отель в Москве и вообще планируем тиражировать бизнес в регионы. Выручка будет расти пропорционально нашему экстенсивному развитию. В целом сегмент мини–отелей переживает не лучшие времена. Очень много объектов закрылось. Многие коллеги продают свой бизнес, поскольку не могут его развивать. Мой прогноз — наш сегмент будет укрупняться и монополизироваться.
Сергей Морев
владелец сети хостелов "Друзья"