Власти ускоряют внедрение газомоторного топлива, чтобы поддержать "Газпром"

Федеральные власти пришли на выручку "Газпрому", у которого падают объемы продаж газа. Решено форсировать внедрение газомоторного топлива, чтобы расширить рынок сбыта газа.

Продажи газа у "Газпрома" падают: в 2015 г. компания собирается добыть на 3,8% меньше этого вида топлива (всего 427 млрд м3),чем в 2014 г. В январе–августе добыча сократилась на 11% по сравнению с тем же периодом 2014–го. Кроме того, снижаются цены на нефть. Эксперты UBS прогнозируют, что в 2015 г. выручка "Газпрома" составит $90 млрд против $146 млрд в 2014–м.
Федеральные власти ускоряют внедрение газомоторного топлива (ГМТ), чтобы поддержать "Газпром". Минэнерго поручило регионам к 1 декабря разработать программу действий в этом направлении. По планам правительства, до 2020 г. на газ должно быть переведено не менее 46 тыс. единиц общественного транспорта и спецтехники (сейчас в стране их 110 тыс.). К этому сроку должно быть построено 5 тыс. газовых АЗС мощностью 3,5 млрд м3 ГМТ в год.
В 2013 г. эксперты подсчитали: на развитие транспорта, работающего на газе, за 6 лет бюджеты разных уровней потратят 200 млрд рублей. Выручка структур "Газпрома" от развития ГМТ за тот же период должна составить 160 млрд рублей.
Правительство объявило перевод транспорта на ГМТ одним из государственных приоритетов еще в 2013 г., но не сильно продвинулось с тех пор в этом вопросе. Например, в Петербурге "Газпром" до конца 2014 г. намеревался вложить 1 млрд рублей в строительство 10 АЗС, заправляющих компримированным природным газом (КПГ, метан). Смольный для обеспечения их загрузки обещал в 2013–2014 гг. закупить для ГУП "Пассажиравтотранс" 80 автобусов, а "Спецтранс № 1" — 30 единиц газовой спецтехники. Но закупили для ГУП только 45 автобусов (еще шесть прибавится к ним в этом году), а "Газпром" открыл только три новые АЗС в 2014 г.: в Сестрорецке, Тихвине и Тосно. Еще одну обещают запустить в декабре 2015 г. и пять — в конце 2016–го.
Медленно идет программа и в других регионах. Всего в России в 2014 г. прирост парка газомоторной техники составил 2,2 тыс. единиц, в 2015–м он должен увеличиться еще на 5,89 тыс. штук.
В этом году власти стали форсировать процесс: меняют законодательство (в Земельный кодекс вносятся поправки, разрешающие предоставлять участки для строительства газовых АЗС по упрощенной схеме), разрабатывают регламенты по строительству и эксплуатации объектов газомоторной инфраструктуры. Санитарные правила, нормы пожарной и промышленной безопасности изменены с учетом использования ГМТ. Регионам выделяют федеральные субсидии на закупку газового транспорта (в 2015 г. — 3 млрд рублей).
Сами регионы тоже ускоряют переход на газ. Смольный признал стратегическим проект создания сети из 25 газовых АЗС "Газпром газомоторное топливо" к 2018 г., который потребует более 5 млрд рублей инвестиций.

По новой схеме

"Газпром" тоже не стоит в стороне — он предлагает изменить действующую схему софинансирования перевода автопарков на ГМТ (см. "Схема…").
Сейчас субсидии на эти цели из регионального и федерального бюджетов получают автотранспортные предприятия (АТП). Как считает начальник отдела розничной реализации КПГ и СПГ (сжиженный природный газ) компании "Газпром газэнергосеть" Максим Коротков, деньги лучше направлять газовой компании. Она будет заключать энергосервисные контракты с АТП на обновление автопарка.
Сейчас из–за ограниченности в средствах транспортные компании могут заменить свой транспорт на газовый лишь в течение 5 лет. А по схеме "Газпрома" это произойдет за год, сразу обеспечив полную загрузку газовых заправок (сейчас они задействованы лишь на 20–25% своей установочной мощности).
Новая схема предусматривает, что через структуры "Газпрома" будет ежегодно проходить минимум по 15 млрд рублей бюджетных субсидий. Причем "Газпром" настаивает, что для реализации планов по переходу на ГМТ нужно ежегодно наращивать газотранспортный парк не менее чем на 100 тыс. авто. Иначе строить новые ГМТ–заправки будет невыгодно. А именно это, как считается, является главным тормозом в газификации российских автомобилей: дизельный автобус может проехать на одной заправке 450 км, а газомоторный — всего 350 км.

Не до газа

Эксперты сомневаются, что властям удастся выполнить намеченное.
Можно перевести на газ за бюджетный счет 50% общественного транспорта и спецтехники в городах–миллионниках, как намечает правительство. Но это всего 50 тыс. единиц. "Чтобы добиться 100 тыс. в год, упомянутых в мечтах "Газпрома", в процесс должны включиться коммерческие перевозчики и частные владельцы машин. Вряд ли в кризис для них это будет актуально", — сомневается представитель компании–перевозчика.
"Чтобы стимулировать частников, надо предложить им выгодные условия, которые позволят окупить инвестиции в сжатые сроки. То есть стоимость ГМТ должна быть существенно ниже традиционного дизеля", — говорит директор СПб филиала компании "Алор Брокер" Ольга Лебединец. ГМТ в 2 раза дешевле дизельного топлива, но, учитывая, что расход газа на 15–30% больше и заправляться нужно чаще, реальная разница в цене составляет лишь около 20%.
Кроме того, резкое сокращение транспорта, работающего на традиционном топливе, не позволит окупить инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, которые для перехода на 4–й и 5–й классы топлива до 2020 г. вложат в переоборудование $50 млрд.
Так что спецоперация помощи "Газпрому" рискует сорваться.
Перевод автомобильного транспорта на газомоторное топливо является вполне оправданным с экономической точки зрения. Дело даже не в том, что оно дешевле. За счет использования газа можно сократить внутреннее потребление бензина и увеличить экспорт углеводородов. Мировой рынок нефти является глобальным благодаря возможности ее транспортировки танкерами на любые расстояния. Рынок газа, напротив, привязан к газопроводам, и его гораздо труднее экспортировать. При этом сжиженный газ не может стать альтернативой из–за больших затрат. Таким образом, активное внедрение ГМТ может решить сразу несколько важных проблем.
Дмитрий Лукашов
представитель компании IFC Markets
Перевод транспорта на ГМТ всех проблем "Газпрома" не решит, хотя и расширит внутренний рынок сбыта. Для монополии сейчас основная проблема — падение поставок газа в Европу. ЕС хочет снизить зависимость от российского топлива. Развитие рынка ГМТ актуально из–за дешевизны газа по сравнению с бензином. Но этому мешает отсутствие необходимой инфраструктуры, и вряд ли во время кризиса она будет строиться теми же темпами, что и при планировании программы. Можно предположить, что программу скорректируют, а муниципалитеты получат больше свободы действий по обслуживанию техники для экономии средств.
Маргарита Горшенева
директор по развитию бизнеса QB Finance