Каким чиновники обещают сделать Петербург к ЧМ-2018 по футболу

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС

К чемпионату мира по футболу в 2018 году Петербург сильно преобразится, обещают чиновники, на эти цели власти намерены потратить более 10 млрд рублей. Dp.ru изучил, каким будет город и его экономика, если все идеи воплотят в реальность.

Чемпионат мира по футболу будет проходить в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. В Петербурге состоится несколько отборочных матчей, а также полуфинал 10 июля и матч за третье место 14 июля. В Россию на чемпионат ожидают 3 млн болельщиков.
Не менее 500 тыс. болельщиков приедут в Петербург и потратят за неделю пребывания в городе более 10 млрд рублей. Это отразится на всех отраслях экономики города. Некоторые рынки, такие как пассажирские перевозки или рынок рекламы и торговли алкоголем, изменятся только на время чемпионата. Другие рынки, такие как строительство и транспортная инфраструктура, уже меняются под влиянием грядущего чемпионата.
Dp.ru проанализировал, каким будет Петербург в 2018 году, если все планы к чемпионату воплотят в реальность. Сейчас практически все крупные проекты в городе приурочены к чемпионату. Примечательно, что некоторые стройки дожидались своего часа годами, и их проекты до сих пор лежали бы под сукном, если бы в городе не ждали футбольный десант. С другой стороны, нашлись и проекты, без которых город мог бы обойтись. Например, никак нельзя назвать первоочередной стройку метро "Новокрестовская", она не была в приоритете, но понадобилась, чтобы болельщики добирались на стадион на Крестовском острове.
Благодаря ЧМ-2018 в Петербурге наконец начали строить мост через остров Серный за 8,7 млрд рублей. Контракт получила компания "Пилон". Также к чемпионату реконструируют Тучков мост за 2,4 млрд рублей. Масштабный ремонт на Васильевском острове немного пугает, ведь для него будут ограничивать движение на нескольких ключевых улицах. Впрочем, чиновники уверяют, что все спланировали и коллапса не случится.
Благодаря чемпионату Петербург по программе "Развитие транспортной системы" ускорил реконструкцию Синопской набережной, дороги в Каменку, Зеленогорского шоссе, Приморского шоссе рядом со строящимся "Лахта-центром".
Условия на рынке дорожного строительства полностью изменились. Подрядчики получили крупные заказы.Примечательно, что две компании не справились с объемом: "Мостоотряд №19" обанкротился, а "Мостострой №6" остановил работы на всех объектах. Причем компанию "Мостострой №6" спас опять же именно ЧМ-2018. Столкнувшись с угрозой срыва работ, Смольный вплотную занялся решением проблемы "Мостостроя №6" и помог компании получить кредит на 500 млн рублей, чтобы возобновить работы. Если бы "Мостострой №6" потерпел крах в иных обстоятельствах, вряд ли он мог бы ожидать такой активной помощи и поддержки от чиновников.
Также к чемпионату строят мост на Крестовский остров, правда, денег на него в бюджете Петербурга нет, и договоренность с инвестором тоже пока не достигнута. Возможно, инвестором выступят "Группа ЛСР" и УК "Лидер". Однако пока официально об этом не объявлено, идут переговоры. Более того, проект строительства моста уже прошел экспертизу и был утвержден заказчиком как пешеходный. Так что пока неясно, как будет окупать расходы инвестор. Фактически единственный способ окупить их — это организовать платный проезд.
Сейчас строится к ЧМ-2018 развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, которая позволит организовать беспрепятственное движение транспорта по всем востребованным направлениям. К чемпионату приурочено даже строительство скоростной трассы М11, которая пройдет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям.

Транспорт

Специально к ЧМ-2018 Смольный купит 112 автобусов повышенной вместимости и 396 вагонов метро. Половина вагонов уже куплена. Их запустят в основном по зеленой ветке, которая ведет к стадиону на Крестовском. На этой ветке строится станция "Новокрестовская" — специально для болельщиков, которые будут приезжать на стадион "Зенит-арена". При этом долгожданные конкурсы на строительство метро в Красносельском и Калининском районе продолжают откладывать, хотя там станции намного более востребованы. "Новокрестовской" будут пользоваться болельщики, поскольку ни активной застройки, ни делового квартала в ее районе сегодня нет. Более того, успеют ли ее построить — вопрос, который не раз подвергался сомнению. Однако в КРТИ заверяют, что в сроки уложатся.
Именно к чемпионату строят и станцию "Беговая" за 30,2 млрд рублей. Еще до проведения конкурса на выбор подрядчика на объект вышел "Метрострой", иначе стройку точно не успели бы завершить к нужному времени.
В результате всех этих проектов значительно разгрузится Васильевский остров — давняя головная боль города, которой еще долго бы не занялись, если бы не ЧМ-2018. "Васильевский остров — это место повышенного внимания к развитию именно транспортной инфраструктуры. Никто не будет отрицать, что отсутствие качественной транспортной доступности и перегруженность улично-дорожной сети района обусловили необходимость пробивки набережной Макарова от ЗСД со строительством моста в районе острова Серный. Таким образом будет создана кратчайшая транспортная автомобильная связь Василеостровского района с Петроградской стороной, северо-восточными районами города и с северо-западной частью Петроградской стороны. Это также позволит разгрузить центральную часть Петербурга от многочасовых пробок. Все объекты, реализуемые в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, будут востребованы и после проведения спортивных мероприятий. Более того, они необходимы городу для дальнейшего совершенствования транспортной инфраструктуры, как часть комплексного развития всего Петербурга", — говорят в КРТИ (заказчик большинства инфраструктурных работ к ЧМ-2018).

Строительство

К ЧМ-2018 ООО "Интэкс" намыло участок 16,6 га на Крестовском острове, получив 2,2 млрд рублей из бюджета города. Намыв был необходим к чемпионату мира, на нем расположены опоры центрального участка платного Западного скоростного диаметра, рядом — стадион "Зенит-арена", а также вестибюль строящегося метро "Новокрестовская".
"Интэкс" входит в группу " Сумма " миллиардера Зиявудина Магомедова. Заказ на намыв был на сегодня последним подрядом "Интэкса" в Петербурге и обеспечил компанию быстрыми деньгами. Игроки рынка утверждали, что подрядчик вышел на объект еще до официального подписания контракта. "Версий много. Люди любят посудачить. А если бы мы не уложились в 9 месяцев, отведенных на строительство намыва? Как бы "Метрострой" вышел на объект?" — замечает гендиректор "Интэкса" Артур Максидов. В других конкурсах в Петербурге компания пока участвовать не планирует.
Впрочем, другие компании миллиардера ремонтируют и строят дороги в Петербурге. Ранее "Интэкс" реконструировал Морской кронштадский собор.
Также к чемпионату в Петербурге началось активное гостиничное строительство. Сегодня, по оценкам NAI Becar, номерной фонд Петербурга составляет 19 тыс. номеров, по оценкам JLL — 17,3 тыс., из которых только 8,5 тыс. номеров относятся к качественным. В городе работает около 120 гостиниц и более 500 мини-отелей и хостелов в среднем на 15–25 номеров каждый. Это в 4-4,5 раза меньше, чем требуется FIFA.
Городу удалось привлечь инвестиции из-за рубежа. Так, InterContinental Hotels Group (IHG) строит отель Holiday Inn на проспекте Обуховской Обороны, 120. Гостиница войдет в многофункциональный комплекс на участке 1,8 га, застройщиком которого выступает российская компания "Пирамида-Да" Вячеслава Белякова, совладельца "Адвекс-Недвижимость" (по данным СПАРК). Инвестиции в проект вместе с покупкой земли эксперты оценивают в 6 млрд рублей.
"В этом году отмечается увеличение доли внутренних туристов (на 20-30%) по причине валютных колебаний. Доля иностранных туристов не снизилась вопреки ожиданиям, так как отдых в России для них стал дешевле в 2 раза из-за ослабления рубля", — поясняет вице-президент NAI Becar Илья Андреев.
Еще одна сеть элитных турецких отелей Elite World Hotels, принадлежащая семье потомственных отельеров Элик, инвестирует более $100 млн в строительство двух премиум-гостиниц в Петербурге, которые тоже откроются именно к 2018 году. Это едва ли не крупнейший иностранный инвестор города за последние годы, причем он обошелся без преференций и помощи чиновников. Обо всех отелях, которые строятся в преддверии ЧМ-2018, dp.ru сегодня рассказал подробно.
Обратная сторона ЧМ-2018 в том, что власти имеют право изымать земли для госнужд. Так, 2,5 га земли на Васильевском и Петровском островах может лишиться завод "Алмаз", складские комплексы "Ювен" и индивидуальные предприниматели. Эксперты оценили суммарную рыночную стоимость этих земель в 500 млн рублей.

Гостиницы и туризм

Гостиничный бизнес в преддверии ЧМ-2018 столкнулся с полным переделом рынка. Гостиницы заставили подтвердить свою звездность, требования к ней вступают в силу с 1 июля 2016 года для 11 городов-организаторов чемпионата.
Затем заявленные гостиницами данные стала проверять ФАС. В Петербурге проверку провели более чем в 100 отелях. Их собственники должны были объяснить, на каком основании на различных сайтах бронирования размещается информация о том или ином количестве звезд отеля, а также рассказывать о рекламной продукции, распространяемой гостиницами. При этом больше двух десятков гостиниц не смогли подтвердить свою звездность.
В отличие от сочинской Олимпиады, ЧМ-2018 предоставляет собой "диверсифицированный туристический продукт", считает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. По его словам, задача турбизнеса здесь состоит в обеспечении гостей не только проживанием, но и культурной программой. На ней же, соответственно, бизнес и сможет заработать.
Расширится за счет чемпионата и рынок такси, причем как в экономичном сегменте, так и в элитном. Пример того, как это будет происходить, уже можно было наблюдать во время жеребьевки. Для нее не только потребовались элитные машины, но к тому же в Петербург пригнали из других городов пять люксовых Rolls-Royce для штаб-квартиры FIFA.
Мини-гостиницам чемпионат принес больше убытков, чем прибыли. Пройти аттестацию большинство из них не смогли. Также, как рассказывают владельцы сетей хостелов, после опыта партнерства с организаторами подобных мероприятий они не стали общаться с ФИФА. Потому что значительную часть номеров организаторы бронировали, но не выкупали и получить дополнительную прибыль не удавалось.

Алкоголь и разные товары

ФИФА диктует свои условия для производителей, которые будут продавать свою продукцию болельщикам. Например, согласно российскому законодательству, продажа алкоголя на спортивных мероприятиях в России запрещена. Однако на время ЧМ-2018 запрет будет снят.
Летом Минспорта предложило ввести льготы на ввоз алкоголя к ЧМ-2018. Такие льготы уже действуют на список товаров, утвержденный ФИФА. Но алкоголь в этот список до сих пор не входил. Речь идет об алкогольных товарах, облагаемых акцизом, — пиве и игристом вине.
Сейчас коммерческими партнерами FIFA по ЧМ-2018 являются Adidas, Coca-Сola, "Газпром", Hyundai, Kia, Visa, AB Inbev и MсDonald’s. Все они смогут претендовать на льготы, но детали этой идеи пока не утверждены. К тому же большая часть производства у этих компаний локализована в России.

Рекламный рынок

Чемпионат мира по футболу значительно изменит рекламный рынок. Во-первых, по требованиям ФИФА производители пива должны иметь право рекламировать свой товар. Из-за этого строгий запрет на рекламу приходится отменять. Уже известно, что основным брендом чемпионата станет марка пива Bud, производителем которой является американская компания Anheuser-Busch InBev.
Госдума разрешила рекламу пива на телеканалах во время спортивных трансляций в прямом эфире и при их повторе, а также в печатных спортивных изданиях на всех страницах, кроме обложки, и на самих стадионах. Поправки будут действовать лишь до конца 2018 года. Поправки нужны для "направления рекламных бюджетов на поддержку и развитие спорта", поясняют депутаты.
Временным послаблением смогут воспользоваться все российские производители пива. Под Петербургом работает три крупных пивоваренных завода — "Балтика", Heineken и "Дека". Для них поправки — это очень хорошая новость, ведь рынок пива падает уже несколько лет подряд. Розничные продажи пива в России за год составляют около $6,5 млрд. За последние 5 лет они сократились на 20%.
Теперь эксперты прогнозируют годовой рост продаж тех алкогольных брендов, которые попадут в рекламную сетку, на 10% по России и на 15% в городах-миллионниках, в том числе в Петербурге. Такой значительный рост связан еще и с тем, что другой алкоголь рекламировать, как и раньше, запрещается. Так что у пивных брендов в эфире или на баннерах на стадионах просто не будет конкурентов.
Потенциальные инвестиции пивной отрасли в подобную рекламу составят более чем 5 млрд рублей, по оценке Кирилла Болматова, директора по корпоративным отношениям "Heineken Россия".
Вместимость стадионов (в тыс. человек)
Источник: dp.ru

Стадионы и спортзалы

Можно ли назвать строительство стадиона на Крестовском острове положительным результатом чемпионата — вопрос спорный. Стадион "Зенит-арены" начали строить в 2007 году. За время строительства стоимость увеличилась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до 43,8 млрд рублей. Однако Счетная палата потребовала сократить ее до 34,9 млрд рублей, отказавшись от непрофильных площадей. "Трансстрой" планирует завершить основные строительно-монтажные работы в мае. По действующему контракту завершение строительства запланировано на декабрь 2016 года. К этому же сроку стадион должен быть введен в эксплуатацию.
Генподрядчик работ — "Трансстрой", занявший свою нишу на строительном рынке города благодаря этому контракту. Один из его генподрядчиков, "Мостоотряд №19", за время работ успел обанкротиться, и теперь "Трансстрой" доделывает работы за него и взял к себе сотрудников этой компании.

Парки и рекреационные зоны

В Петербурге перед чемпионатом мира по футболу благоустроят Удельный парк (тренировочная база ФК "Зенит"), Приморский парк Победы (стадион на Крестовском), Петровский парк (стадион "Петровский"), парк "Мариенталь" (стадион "Олимпиец") и Александрийский парк (стадион "Ракета"). К тому же дополнительно к обычному объему оформления города высадят 350 тыс. цветов, установят 1,8 тыс. цветочных ящиков и опор освещения, 500 вазонов, 80 мобильных конструкций для вертикального озеленения.