Чего лишились авиапассажиры из-за требований безопасности

Кровать и рояль на борту, элегантные стеклянные перегородки, курение в салоне самолета — современным  пассажирам пришлось отказаться от многих привилегий из соображений безопасности. "ДП" посмотрел, как летали в середине прошлого столетия.

1950-1960-е годы прошлого столетия часто называют золотым веком гражданской авиации. Авиакомпании не пытались тогда втиснуть в салоны самолетов максимальное количество кресел, постепенно уменьшая размер посадочных мест и пространство для ног, развлекали пассажиров любыми доступными способами, а последние могли с комфортом расположиться на удобном широком  диване. Символом золотого века пассажирских перевозок стала авиакомпания Pan American, оборудовавшая свои самолеты на манер космических лайнеров из футуристических фильмов и предъявлявшая заоблачные требования к соискательницам на должность стюардесс.
В общем, все было невероятно красиво и дорого (за билет на внутренний рейс среднестатистический американец, например, мог отдать всю месячную зарплату), а вот вопросы безопасности тогда мало кого волновали. Со временем пассажирам пришлось отказаться от множества шикарных и сомнительных привилегий, ради того чтобы полеты стали максимально безопасными.
До 1950-1960-х годов курение на борту самолета было вполне нормальным явлением, а тремя десятилетиями ранее американская компания United Airlines даже предлагала своим пассажирам бесплатные сигареты во время перелета. Но в середине двадцатого столетия сигареты на борту стали вызывать все больше вопросов. Причиной тому стали как жалобы некурящих пассажиров, сетовавших на то, что запах дыма мешал им наслаждаться лобстером (тогда в качестве бортового питания вполне могли подать именно это блюдо) и участившиеся разговоры о вреде табачных изделий. Стюардессы также жаловались на курильщиков. Вещи постоянно пахли табачным дымом, а неаккуратный пассажир мог обжечь горящей сигаретой проходящую мимо стюардессу в коротких шортиках (наряды в те времена были достаточно экстравагантными).
Пассажиры играют в шахматы на борту первого советского реактивного пассажирского самолёта ТУ-104
Автор: РИА Новости
В 1969 году адвокат Ральф Надер впервые предложил совсем запретить курение в салонах самолетов. Пару лет спустя United Airlines, та самая компания, которая предлагала своим пассажирам бесплатные сигареты, начала рассаживать пассажиров по салонам для курящих и некурящих. Но прежде чем курение на борту было запрещено законодательно, прошло еще почти 20 лет. В 1988-м был введен временный запрет на курение на внутренних рейсах. Только 25 февраля 1990 года курение было окончательно запрещено на всех внутренних рейсах Америки. Прошло еще десятилетие, прежде чем запрет распространился и на международные рейсы. Дальше пошла цепная реакция — запрет постепенно начали вводить Air France, British Airways, Icelandair, Delta, Lufthansa и другие авиакомпании. Впрочем, российские курильщики могли еще долгое время ни в чем себе не отказывать. Запрет на курение в нашей стране был принят совсем недавно — в 2002 году. Еще какое-то время пассажиры пытались курить в туалетах, но датчики задымления и достаточно высокие штрафы за нарушение антитабачных правил сделали свое дело.
В 2004 году немецкий предприниматель заявлял о том, что создаст авиакомпанию Smintair, летать рейсами которой будут исключительно курильщики, но из-за проблем с финансированием наполненные дымящими пассажирами самолеты так никуда и не полетели.

Всем сидеть!

Это сейчас пассажиров просят оставаться на местах и не отстегивать ремни безопасности до полной остановки самолета. Так, разумеется, риск получить травмы куда меньше. В начале XX века этот факт мало кого волновал, да и пассажирских кресел в том виде, в котором мы к ним привыкли, изначально не было. Салоны могли быть оборудованы обычными стульями, креслами, диванами и даже кроватями. Последние, кстати во многих случаях были необходимостью, технические характеристики самолетов первой половины XX века оставляли желать лучшего и перелеты могли занимать несколько дней.  
К концу 1950-х годов скорость полетов существенно увеличилась, и необходимость в спальных местах отпала. А в 1970-м специально для культовой компании Pan American был разработан Boeing 747, салон которого уже сильно напоминал убранство современных самолетов. Правда, пассажиры по-прежнему могли свободно перемещаться во время полета, общаться в специально оборудованных салонах или проводить время в зале для игры для фортепиано.
Ремни безопасности в пассажирских самолетах до 1930-х годов вообще не применялись, несмотря  на то что в 1913 году авиатор Адольф Пегу впервые использовал их, чтобы подстраховаться во время выполнения  мертвой петли. Но даже во 1960-е годы, когда ремни безопасности уже вовсю использовались, их сомнительное качество с учетом низких потолков в салоне могло привести к гибели пассажиров из-за обычного попадания в зону турбулентности.  
Любые перепады высоты в принципе могли закончиться достаточно плачевно, так как при оформлении салона на первом месте стояла визуальная составляющая. Так, например, в некоторых самолетах бизнес-класс был отделен от экономического стеклянной перегородкой. Выглядело это, конечно, красиво, но при малейшей тряске стекло имело все шансы разбиться и посыпаться на пассажиров.
Со временем на смену стеклянным перегородкам пришли менее эффектные, но куда более безопасные шторки. А пассажиров все больше агитировали сидеть во время полета. Разумеется, и сейчас пассажиры по-прежнему могут гулять по салону после того, как самолет наберет высоту. Правда, с тех пор как перелеты стали популярными и салоны под завязку заполнили пассажирскими креслами (ради чего пришлось отказаться от фортепиано и прочей роскоши), удовольствие от подобной прогулки стало весьма сомнительным.

Гастролеры на просвет

В середине прошлого века не было никакой необходимости приезжать в аэропорт за 2 или даже 3 часа до вылета. Еще не было длительных процедур досмотра, и можно было спокойно явиться за 30 минут до рейса и не упустить свой самолет.
Однако в 1960-х годах мир начали волновать вопросы авиационной безопасности. Участились случаи захвата самолетов с целью получения денег, выдвижения политических или географических требований. В последнем случае захватчики требовали изменить маршрут и посадить самолет там, где им нужно. Именно такие угоны были распространены в СССР. Впервые Страна Советов столкнулась с захватом пассажирского самолета в 1970 году. Тогда Пранас и Альгирдас Бразинскасы (отец и сын) во время перелета из Батуми в Сухуми застрелили стюардессу, ранили нескольких членов экипажа и потребовали посадить самолет в Турции. После приземления в турецком Трабзоне семья захватчиков была арестована, но власти Турции так и не выдали Бразинскасов СССР. После этого случая была разработана система досмотра пассажиров, созданы первые образцы отечественных металлоискателей. А в начале 1980-х появились рентгено-телевизионные интроскопы для досмотра багажа.
Самодеятельный джазовый оркестр братьев Овечкиных на улице родного города.
Автор: Риа Новости
Впрочем, наличие последних не помешало еще одной семье, желающей вырваться за пределы Союза, совершить очередной угон самолета. В 1988 году семья Овечкиных (мать и 10 детей) предприняла попытку угона самолета "Ту-154", следовавшего по маршруту Иркутск — Ленинград. Несколько сыновей Овечкиной играли в семейном джазовом ансамбле "Семь Симеонов" и были достаточно известны в СССР, это помогло им избежать досмотра и пронести в музыкальных инструментах оружие на борт. Но попытка угона оказалась неудачной: самолет посадили на военном аэродроме и взяли штурмом. После этого случая была усилена проверка багажа и ручной клади, в аэропортах начали появляться магнитные рамки и ручные металлодетекторы.

Жидкая угроза

Запрет на провоз жидкостей — одно из последних нововведений на благо безопасности, принятое сравнительно недавно. В 2006 году власти Великобритании узнали о готовящихся терактах использованием взрывчатых веществ, получаемых путем смешивания жидкостей непосредственно на борту самолета. В этом же году Европейской комиссией было принято решение внести изменения в правила безопасности на борту. Теперь предписывалось сдавать любые жидкости и гели в багаж или разливать их по пузырькам объемом не более 100 мл (общий объем жидкостей не должен был превышать 1 литра) и складывать в прозрачный пакет. Пассажиров обязали ограничить количество жидкостей, провозимых в ручной клади. В августе 2007 года правила вступили в силу и на территории РФ. Первое время нововведение воспринималось в штыки, особенно пассажирами женского пола, которым приходилось расставаться с любимыми косметическими средствами прямо в аэропорту.
Автор: Global Look Press
В 2014 году Росавиация на 3 месяца совсем запретила провоз любых жидкостей, связав усиленные меры безопасности с Олимпиадой в Сочи. В марте того же года запрет был снят, и все вернулось на свои места.

Самый пьяный рейс

Еще одна странная привилегия, которой удостаивались пассажиры двадцатого столетия — алкоголь. Он, кстати, долгое время оставался единственным развлечением на борту, поэтому напившиеся до явно выходящего за рамки приличия состояния путешественники никого не удивляли. Кто-то безудержно дебоширил, кто-то, существенно перебрав, тихо портил убранство салонов содержимым собственного желудка. На самом деле законодательно вопрос распития спиртных напитков так и не был урегулирован, но авиакомпании постепенно начали вводить ограничения на потребление алкоголя. Самый распространенный случай — запрет на все спиртные напитки, кроме приобретенных на борту. При этом правила большинства авиакомпаний запрещают находиться в самолете в состоянии алкогольного опьянения и предусматривают возможность отказаться пускать пьяного пассажира на борт.
В России депутаты регулярно предлагают полностью запретить алкоголь на борту самолетов, но эти инициативы остаются на уровне предложений лишить россиян права пить по определенным дням недели. А пьяные дебоширы, бегающие голыми по салону самолета и пугающие пассажиров и бортпроводников безумными выходками, то и дело становятся героями заголовков СМИ.