Александр Лукашенко и его кредитные метания

Автор фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает путать своих сограждан и иностранных наблюдателей, заявляя то о том, что запустит реформы, то о том, что о них не может быть и речи.

"У меня ни один пункт, который вами предлагается, не вызывает никакого отторжения, никакой аллергии", — заявил Александр Лукашенко главе миссии МВФ Питеру Долману, который сейчас находится в Минске на переговорах о новом кредите для Белоруссии. "Ваши предложения основаны на объективных законах развития экономики, — кивает головой белорусский лидер. — Мы заинтересованы реализовать эти предложения в кратчайшие сроки".
Речь идет о пакете реформ, на которых настаивает МВФ, чтобы выделить кредит. В прошлый раз МВФ уже выделял кредит под реформы, но Александр Лукашенко, пообещав их провести, так ничего и не сделал. Теперь обеспокоенные финансисты требуют уж точно гарантировать проведение реформ.
Дело в том, что, когда Александр Лукашенко встречается с кредиторами, обеими руками выступает за реформы. А когда выступает перед соотечественниками, то плюется и говорит, что никаких реформ не допустит. У него и в предвыборной программе они были, а уже в инаугурационной речи Лукашенко заявил: "Если кто-то за реформы, то будьте честны и скажите, что надо сломать политический строй, государственное устройство Беларуси, надо разделить, разрезать государственную народную собственность и раздать". Это было всего полторы недели назад.
Без кредита Белоруссии не обойтись. Собственно, иначе бы Лукашенко за ним не охотился. Предыдущий кредит от МВФ в $3,5 млрд Минск погасил весной. После этого встал вопрос о следующем, на $3 млрд. Причем прошлый заем погасили в срок, хотя реформ и не провели. На первый взгляд не вполне понятно, зачем их обязательно требовать. Общий принцип понятен: тот, кто дает деньги в долг, хочет быть уверен, что должник сможет кредит погасить, что у него будут для этого источники средств, но если кредит и так возвращается, то, казалось бы, чего еще?
Однако если раньше дела у белорусов шли более-менее неплохо, то в последнее время страна переживает экономическое падение. ВВП, который раньше рос, теперь неуклонно падает: за первые 9 месяцев 2015 года он упал уже на 3,7%. Золотовалютные резервы сократились с $5 млрд до $4,6 млрд (в прошлом году — на $1,59 млрд, в 2013-м — на $1,4 млрд). Пятая часть предприятий в Минске оказалась убыточной. Инфляция превышает 10%, и официальный прогноз минэкономики по итогам года — 12%, хотя Лукашенко и требует "однозначной цифры". Курс белорусского рубля падает.
В общем, нужны деньги. Белорусские власти пока используют тактику отщипывания. Подоходный налог увеличили с 12 до 13%, обложили налогом доходы с краткосрочных депозитов, а также ввели налог на  безработных. Но это все мелочи, которые не спасут отца белорусской демократии. Летом Минск обратился за кредитом в Евразийский банк развития, тоже примерно на $3 млрд, но ответа так и не получил. Александр Лукашенко собирается в скором времени встретиться с Владимиром Путиным и наверняка поведет речь о деньгах. Но и у России сейчас с лишними деньгами туго.
Да, о реформах. Это довольно классический для МВФ набор требований — столь же классически непопулярных и жестких. Например, поднятие тарифов на ЖКХ и транспорт до уровня 100%-ной их оплаты населением, либерализация цен, системная приватизация предприятий и банков, сокращение госпрограмм. Должна быть также улучшена система социальной поддержки — не в последнюю очередь под этим понимаются расходы на пособия по безработице, потому что она будет.
Для жителей Белоруссии это будет шоком. Александр Лукашенко все понимает. Он не спорит с повышением тарифов: "Формула одна: получаешь услугу — плати за эту услугу в полном объеме. Будь то электричество, тепло, транспортное обслуживание и так далее", — сказал он на встрече с эмиссарами МВФ. Почти все, что требуется, он и сам предлагал весной МВФ в дорожной карте. Но он хочет проводить реформы долго и поэтапно, за несколько лет. МВФ же настаивает на сжатых сроках, максимум полтора года.
План президента Белоруссии можно попробовать угадать. Вряд ли он отличается от планов предыдущих лет — пообещать все что угодно, а когда дыры в экономике удастся заткнуть, торпедировать реформы до следующего раза и "перезанять, чтобы переотдать". Можно попробовать поискать деньги не только на Западе, но и на Востоке, с чем-нибудь с тяжелым вздохом расставшись взамен, как пришлось в свое время расстаться с "Белтрансгазом". Ведь Россия пусть и не потребует реформ, что-то потребует взамен. Александр Лукашенко уже много лет демонстрирует чудесное умение балансировать между Европой и Россией, но постепенно пространство для маневра сужается, а проблемы растут, и, как долго еще ему удастся это делать, оттягивая принятие тяжелых решений, это интересный предмет для наблюдений.