Финны подумают над выходом из еврозоны

Автор фото: Сергей Ермохин

В Финляндии идея выхода из еврозоны добралась до парламента, в Ирландии об этом пока что только пишут экономисты. Отказ от евро становится все менее маргинальным предложением и станет острой темой, когда экономики второстепенных стран Европы дойдут до реальных трудностей.

В Финляндии может пройти референдум о выходе из еврозоны — во всяком случае, предложение об этом собрало 50 тыс. подписей, и теперь его должен рассмотреть парламент. Инициатором стал ветеран финской политики Пааво Вяюрюнен: министр иностранных дел в конце 1970-х — начале 1990-х, ныне европарламентарий, 3 года назад кандидат в президенты от партии "Финляндский центр". Пааво Вяюрюнен — один из тех политиков, которые считают, что для Финляндии приоритетней развивать отношения с Россией, чем с Евросоюзом, в ситуации с санкциями.
"Финляндский центр" победил на последних выборах; правительство в одиночку сформировать не смог, но премьер-министром стал председатель партии Юха Сипиля. Правящую коалицию сейчас раздирают противоречия, в том числе по европейскому вопросу — партия "Истинные финны", чей лидер Тимо Сойни занимает в правительстве Сипиля пост министра иностранных дел, известна своей евроскептической позицией. Разногласия между партиями возникали, например, летом, когда Юха Сипиля пригласил в страну беженцев из Сирии.
По мнению Пааво Вяюрюнена, от еврозоны Финляндия получает больше минусов, чем плюсов. Надо сказать, что финны в последние годы и так сталкиваются с затянувшейся экономической рецессией: в стране растет безработица и внешний долг, а торговля получила значительный удар от сокращения товарооборота с Россией. Оплата труда в Финляндии высока, что делает ее неконкурентоспособной на рынке рабочей силы, а население стремительно стареет. Между тем покушения на социальные гарантии финны переживают остро. Недавно на предложение премьер-министра сократить всего на 5% компенсации за работы в выходные страна ответила многотысячными митингами протеста и всеобщими забастовками. Планы пришлось свернуть, но это не избавило правительство от необходимости искать способы экономии.
Предлагая референдум о выходе из еврозоны, Пааво Вяюрюнен, по всей видимости, смотрит на печальный опыт Греции, которую еще недавно приходилось спасать всем миром. Да, свои проблемы греки породили во многом сами, на протяжении десятилетия надувая пузырь внутреннего потребления за счет все новых и новых кредитов. Но в момент, когда эти проблемы прорвало, оказалось, что у властей практически нет собственных инструментов, чтобы исправить ситуацию. Они же не могли, например, в одностороннем порядке девальвировать евро в отдельно взятой Греции.
Раньше Финляндия неоднократно прибегала к девальвации марки, чтобы повысить конкурентоспособность. В 1990-1993 годах ситуация в стране тоже была аховой — рухнули инвестиции, фондовый рынок, потребление, цены на жилье. Власти отпустили марку, и она сильно подешевела. Валюту девальвировали и раньше — в частности, несколько раз между 1977 и 1982 годами, как раз тогда, когда Пааво Вяюрюнен был министром иностранных дел в первый раз. Он, наверное, хорошо помнит эффект от этой меры, но больше ни у Финляндии, ни у какой-то другой страны еврозоны такой возможности нет.
Источник: www.debtclocks.eu
Судя по опросам, сторонников евро в Финляндии пока еще большинство, хотя их количество несколько снижается. Подписи под своей инициативой депутат Вяюрюнен тоже собирал со скрипом — она была предложена еще в июле, и хотя первые 30 тыс. подписей энтузиастов набрала за неделю, оставшиеся 20 тыс. удалось найти только к середине ноября.
Но сама по себе идея отказа от евро постепенно завоевывает сторонников. В ирландском "Индепенденте" как раз появилась статья экономиста и бывшего правительственного советника Кормака Люси о том, как выход из еврозоны может спасти Ирландию — которая тоже столкнулась с долговым кризисом и экономическим спадом. "Семена финансового кризиса, — пишет Кормак Люси, — были посеяны присоединением к зоне евро... Разнообразие экономических циклов и закономерностей национальных особенностей в совокупности с отсутствием реальной интеграции между экономиками привело к тому, что еврозона по-прежнему далека от условий, необходимых для функционирования единого валютного пространства".
Европа почти всегда устанавливает процентные ставки, не соответствующие потребностям Ирландии; отказ от финансовых полномочий делает невозможным политику количественного смягчения, как в США или Великобритании; после выхода из еврозоны можно будет девальвировать валюту, чтобы преодолеть спад за счет повышения конкурентоспособности экспорта и туризма — такие причины перечисляет экономист.
Разговоры о выходе из еврозоны возникают тем чаще, чем глубже кризис в стране. Греция уже чуть не отказалась от евро — какое-то время об этом говорили как о более чем реальной перспективе. Такой выход могут рано или поздно найти для себя приемлемым и Финляндия с Ирландией, и Португалия, и Испания. До тех пор пока Евросоюз может тушить пожары за счет собственных ресурсов, сторонников евро большинство, но неизвестно, насколько безгранична помощь, которую способны предоставить Германия и Франция. Как только дело, как в Греции, дойдет до необходимости реально и ощутимо для людей сокращать расходы, идея начнет обретать популярность.