Почему подрядчики отказываются от получения банковских гарантий

Финансовый директор компании STEP Константин Гранкин - о том, почему подрядчики отказываются от получения банковских гарантий.

В конце прошлого года, с началом кризиса, многие банки, в том числе самые крупные, перевели клиентов из строительной отрасли в зону высоких рисков. Они фактически перестали предоставлять кредиты и гарантии строительным компаниям. Но долго это продолжаться не могло, с одной стороны, банки должны минимизировать свои риски, с другой — зарабатывать деньги. А сделать это, исключив из своего портфеля активные операции в такой значимой для экономики страны отрасли, как строительная, очень трудно.
Уже летом финансовые организации снова стали активно предлагать свои услуги строительным компаниям (в том числе подрядчикам) на рынке банковских гарантий. Но механизм их предоставления значительно усложнился. Появились дополнительные процедуры, присущие строительной экспертизе. Специальные подразделения банков теперь оценивают не только бенефициаров, финансовое состояние генподрядчиков и контракты, которые финансируются, но и техническую документацию по самим проектам.
Фактически банки составляют собственное мнение относительно того, возможно ли реализовать тот или иной проект имеющимися средствами и в указанные сроки. Серьезное внимание уделяется и исходно–разрешительной документации (ИРД), анализу проектной документации, правам застройщиков на земельный участок, наличию разрешений на строительство и др.
Если ранее подобная экспертиза сопровождала только проектное финансирование, то сегодня аналогичный контроль осуществляется и в отношении договоров генподряда.
Мы пока не столкнулись с этой проблемой напрямую. За прошлый месяц нашей компании были одобрены кредитные лимиты сразу двумя банками — петербургскими филиалами Россельхозбанка (600 млн рублей) и банка "Интеза" (более 4 млн евро). Вероятно, потому, что переговоры по этим лимитам велись давно. Однако большинство кредитных организаций уже сообщили нам о новых условиях рассмотрения заявок на выдачу банковских гарантий.
Понятно, что любые нововведения требуют буферного периода, какой–то обкатки. Поэтому я полагаю, что процесс будет протекать с определенными сложностями.
Изменение процедуры повлияет на сроки предоставления банковских гарантий. Они могут увеличиться от 1 до 3–4 недель. Выросла и конечная стоимость контрактов. По самым скромным подсчетам — от 0,5 до 1%, при росте ставок на предоставление гарантии с 1,5%, которые были актуальны еще год назад, до нынешних 3–3,5%. При реализации масштабных проектов это выльется во внушительную сумму, которую генподрядчики учитывают в цене контракта для компенсации оплаты банку комиссии за обслуживание гарантий.
Перед инвесторами встанет вопрос: платить или рискнуть. Боюсь, что теперь они все чаще будут подумывать о том, не понадеяться ли на русский авось и не отказаться ли от требований о предоставлении банковских гарантий по контракту. Это может сыграть на руку недобросовестным подрядчикам и впоследствии лишь добавит работы судебным инстанциям.