Первые последствия ужесточения правил грузоперевозок

Автор фото: Коммерсант

Грузоперевозчики бастуют, производители стройматериалов останавливают заводы, строительство дорожает и замедляется. Таковы первые последствия новых правил перевозки грузов и введения платы за проезд грузовиков.

Вчера российские грузоперевозчики провели предупредительную акцию протеста против изменения законодательства о грузоперевозках. Однако взимание платы за проезд по федеральным трассам и ужесточение контроля за весовыми параметрами грузовых автомобилей изменили жизнь не только перевозчиков, но и множества их клиентов.
Из–за резкого ужесточения надзора за весом грузовиков основные стройматериалы подорожали на 10–40%, а себестоимость строительства дорог выросла на 20–30%. Смольный уже пересматривает сметы по запланированным бюджетным стройкам, а подрядчики требуют увеличить финансирование строящихся проектов.
С 15 ноября в России заработает автоматизированная система взимания платы за проезд по федеральным трассам грузовиков тяжелее 12 т — "Платон". Перевозчики утверждают, что инфраструктура для этого нововведения не готова, и угрожают перекрыть дороги в ночь на 15–е, если правительство РФ не отложит запуск этой системы. Некоторые заказчики уже столкнулись с отказами поставщиков отгружать продукцию.
Последний раз "ДП" писал о беспокойстве перевозчиков и производителей стройматериалов, связанном с ужесточением требований по допустимой нагрузке на ось, в августе. Участники рынка уже тогда прогнозировали удорожание поставок стройматериалов на 100% и связанный с этим рост стоимости самих материалов.
Эти опасения оправдались, а в ряде случаев реальность даже превзошла самые пессимистичные ожидания. Теперь перевозчикам приходится загружать в транспорт в 2–3 раза меньше грузов, чем до нововведений (на 35–54% от номинальной грузоподъемности автомобилей). Это привело к увеличению стоимости доставки — как за счет роста тарифов (в 2–3 раза), так и за счет увеличения количества рейсов. В результате подскочили и цены на перевозимые товары.
По оценкам исследовательской компании "Решение", песок уже подорожал в среднем на 38%, а до конца года его цена может подняться еще на 13%.
"Доля транспортных расходов в стоимости стройматериалов — 35–50%. А они, в свою очередь, составляют 75% стоимости строительства. В итоге сметы на реконструкцию и прокладку дорог возросли на 20–30%", — говорит глава ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
По его мнению, зная о грядущих изменениях в законодательстве, чиновники должны были просчитать это увеличение, заложить в сметы и пройти Главгосэкспертизу. Однако они этого не сделали, и теперь комитету по развитию транспортной инфраструктуры Смольного приходится переносить даты объявления конкурсов по выбору подрядчиков на дорожные стройки, спешно корректируя сметы.
Сложнее изменить сметы по уже действующим проектам. Закон о госзаказе позволяет подрядчикам увеличить цену контракта на 10%. Частично это может помочь строителям, но нет четкого механизма, как произвести эти корректировки, сетуют подрядчики.

Холостой пробег

Предприниматели, обновившие свои автопарки и закупившие большегрузные автомобили, говорят, что теперь не смогут окупить эти инвестиции.
"Мы не можем впустую гонять заполненные на треть машины. Если бы знали, что будут введены серьезные ограничения по нагрузке на ось, то купили бы машины меньшей грузоподъемности. Получается, что подрядчики вложились в увеличение автопарка, заплатили многомиллионные таможенные пошлины, государство приняло деньги, зарегистрировало автотранспорт. А теперь оно нам говорит: вы этим транспортом пользоваться не можете", — возмущается один из предпринимателей.
"Федеральные законодатели думают, что мы песок на Дворцовой добываем. Почему перевозчики возили материалы с перегрузом и на крупнотоннажных автомобилях? Да потому, что плечо доставки очень большое. Только увеличив загрузку, можно оправдать затраты на транспортировку", — добавляет руководитель компании–грузоперевозчика.

Взялись — выполняйте

Транспортные проблемы обострили и без того сложную ситуацию на рынке стройматериалов, спрос на которые упал из–за кризиса и приостановки многих строительных проектов. У производителей начались серьезные сложности со сбытом продукции, некоторым приходится сворачивать деятельность.
Так, на днях "ДП" писал об остановке производства ОАО "Петрокерамика" — одного из последних конкурентов "Группы ЛСР" на рынке керамического кирпича.
"Петрокерамика" возила глину из карьера, находящегося в 30 км от производства. После вступления в силу весовых ограничений транспортные расходы выросли вдвое. Адекватно повысить цены в условиях падения спроса предприятие не смогло, и рентабельность производства ушла в минус.
Это не последняя остановка производства, предупреждают эксперты. В начале ноября производители на встрече с чиновниками Смольного и бизнес–омбудсменом Александром Абросимовым жаловались на убытки по госконтрактам. По их словам, из–за резкого роста цен на стройматериалы некоторые компании не смогут выполнить контракты в срок.
"Ответ чиновников меня обескуражил: раз взялись за контракты — выполняйте. А если обанкротитесь, проведем тендер по новым условиям", — цитирует присутствовавший на этой встрече Андрей Мукосеев, гендиректор компании "Пилигрим" (производство бетона).
По мнению бизнесменов, часть грузов перераспределится с автомобильного транспорта на железнодорожный. Однако не для всех это возможно. Например, товарный бетон перевозится только грузовиками. Да и не у всех предприятий поблизости есть железнодорожные пути. "Производители щебня и песка, удаленные от железнодорожных артерий, скорее всего, закроются", — считает Мукосеев.
"Для нас все это настолько серьезный негатив, что все последствия мы пока даже не можем до конца оценить. Поскольку в результате реформы РЖД практически перестали работать, мы возим продукцию на машинах", — говорит председатель совета директоров птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников:

Пошел навстречу перевозчикам

Грузовладельцы уже начали сталкиваться с проблемой отправки товара: некоторые транспортные компании отказываются принимать заказы на перевозку после 15 ноября, когда начнет работать система "Платон". "Нам пока приборы не выдали. Если до конца недели их не получим, то не сможем ездить после 15 ноября. Мы уже соглашаемся везти товар не дальше Москвы, чтобы грузовик вернулся домой до 15 ноября. Надеемся, что завтра или послезавтра получим бортовые устройства", — говорит Артем Баршай, гендиректор ЗАО "Союзхимтранс–Авто".
По мнению управляющего " ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад " Василия Кострицы, грядущее введение платы за проезд грузового транспорта по региональным и муниципальным дорогам может вызвать очередной виток роста цен. Стоимость перевозки груза в результате введения платы за дороги, по оценкам транспортников, возрастет на 10–20%.
Впрочем, вчера Минтранс под давлением транспортников, грозящих перекрыть федеральные трассы, пошел на попятную: за неоплату проезда будут штрафовать не всех перевозчиков, а только тех, чьи автомобили курсируют по Московской области. В связи с чем петербургские бизнесмены вздохнули с облегчением и надеются на отмену "Платона".
Машины с лесом уже сейчас идут загруженные наполовину. У переработчиков есть запас сырья, который они обычно делают к зиме. Но скоро он иссякнет, и нужно будет возить лес интенсивнее. Тем более что традиционно зимой многие предприятия нашего сектора делают до 40% годового объема перевозок, поскольку по снегу вывозить лес удобнее. Все происходящее очень негативно влияет на отрасль. Мы с московским Союзом лесопромышленников уже обращались в правительство РФ. Считаем, что политика в области перевозок в условиях кризиса должна быть более взвешенной.
Юрий Орлов
руководитель Союза лесопромышленников Ленобласти
Не понимаю, почему для реформ федеральные власти выбрали ситуацию падающего рынка. Не вижу в этом логики. Любое повышение издержек по логистике неизбежно приводит к росту стоимости стройматериалов и, как следствие, стоимости квадратного метра. А спрос на жилье и так упал чуть ли не вдвое. Чем это кончится? Банкротствами строителей и производителей материалов. Идея перекрыть трассы, на мой взгляд, не лишена логики. Надо же как–то налаживать связь между народом и властью. А то складывается впечатление, что чиновники всех уровней живут в зазеркалье.
Александр Рассудов
председатель совета директоров "Лидер групп"