Нереализованные идеи Смольного обошлись бюджету Петербурга в 20 млрд рублей

Аудиторы выяснили, что на проект "Надземного экспресса" Смольный потратил более 1 млрд рублей. По подсчетам "ДП", другие нереализованные идеи обошлись бюджету еще в 20 млрд рублей.

Аудиторы контрольно–счетной палаты (КСП) Петербурга проверили городской комитет по инвестициям (КИ) и заподозрили многомиллиардные нарушения. Из отчета КСП можно увидеть, что самые крупные нецелевые траты комитета связаны с реализацией проекта "Надземный экспресс": проектирование линии скоростного трамвая от Московского вокзала до Пулково в 2012–2014 гг. обошлось бюджету Петербурга более чем в 1 млрд рублей.
"ДП" проанализировал другие нереализованные проекты и выяснил, что таких изыскательских работ Смольный произвел на десятки миллиардов рублей. Только по открытым источникам и самым крупным проектам мы насчитали затраты более чем на 20 млрд рублей. А если к этому прибавить великое множество мелких нереализованных идей, за проработку которых заплатили налогоплательщики, то сумма возрастет еще на 30–50%. На эти средства можно было бы не только запустить электричку до Пулково, но и построить там метро.

Наследие прежней власти

Идея "Надземного экспресса" — скоростного трамвая, летящего по эстакадам в Пулково от Московского вокзала, появилась еще в 2009 г., при губернаторе Валентине Матвиенко. Тогда на его проектирование Смольный потратил почти 300 млн рублей. В 2011 г. пост губернатора занял Георгий Полтавченко, при нем на разработку "Надземного экспресса" было израсходовано еще более 1 млрд рублей.
Разработку проектной документации "Надземного экспресса" курирует КИ во главе с Ириной Бабюк.
Так, летом 2014 г. КИ объявил конкурс на актуализацию проекта — от станции метро "Купчино" за 41 млн рублей. Хотя тогда уже было понятно, что на "Надземный экспресс" денег нет ни у города, ни у федерального бюджета, а частные инвесторы не придут.
Более того, незадолго до объявления этого конкурса Георгий Полтавченко публично заявлял, что более проработан и реален по срокам другой проект — запуск электрички от Балтийского вокзала в аэропорт. Проектирование этой трассы в 2013 г. Смольный заказал "Ленгипротрансу" за 820 млн рублей. Но и от этого проекта в итоге отказались.
В сентябре 2013 г. комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил еще один конкурс — на проектирование линии метро от станции "Проспект Ветеранов" до Пулково. И только благодаря бывшему вице–губернатору Марату Оганесяну Смольному удалось избежать преждевременных трат в размере почти 540 млн рублей. Отменяя этот конкурс, Оганесян пояснил, что проектирование преждевременно, так как станция метрополитена в аэропорту вряд ли появится раньше 2025 г.
В КИ вчера сообщили, что сбрасывать "Надземный экспресс" со счетов рано: "Ветка легкорельсового трамвая от Пулково до "Купчино" рассматривается как первый этап линии, которая пройдет в Рыбацкое или до "ЭкспоФорума". Проектная документация по данной ветке актуализирована. В следующем году планируется разработать проект планировки линейного объекта, на это в бюджете 2016 г. заложены соответствующие средства".
В комитете сообщили, что проект обсуждается с рядом китайских и российских компаний, которые рассматривают возможности участия, но не смогли сообщить их названий.

Переправа капут

Значительно дороже "Надземного экспресса", в 2,2 млрд рублей, городу обошелся несостоявшийся проект Орловского тоннеля под Невой — один из элементов 50–миллиардного проекта "Транспортный обход центра". Проектировать тоннель также начали при Валентине Матвиенко. Первый проект в 2005 г. подготовило ЗАО "ПСО "Система Галс" за 700 млн рублей. Однако затем возникли разногласия по способу прокладки переправы, и проект переделало ЗАО "Институт "Стройпроект" — уже за 1,5 млрд рублей.
В 2011 г. Георгий Полтавченко вообще отказался от тоннеля, а также зарубил другую переправу через Неву — Ново–Адмиралтейский мост. На его проектирование и подготовку строительства городской бюджет потратил более 2 млрд рублей. Мост должен был соединить Васильевский и Ново–Адмиралтейский острова (на последнем расположены Адмиралтейские верфи). Мост, кстати, тоже проектировали несколько раз, и каждый последующий проект стоил дороже предыдущего (см. "Крупнейшие отмененные...").
"Увы, скупой платит дважды, — говорит один из проектировщиков. — Этапов проектирования должно быть три: выбор способа решения задачи, разработка эскизного проекта и создание проектной документации. Сейчас первых двух этапов просто нет".
По словам собеседника "ДП", в Смольном формируется некое техническое задание, которое зачастую подгоняют под бюджет и отдают проектировщику без исходных данных. Проектировщик начинает экстренно их собирать: бурить, исследовать, параллельно проектируя. Затем приходит подрядчик, начинает работать, но из–за недочетов в проектировании сталкивается с непредвиденными проблемами. И тогда проект неоднократно дорабатывают.
Тем временем верфи уже отметили, что освободили часть территории предприятия под несуществующий мост. Очистка территории производится за счет городского бюджета. Ранее сообщалось, что на эти цели город выделит верфям около 300 млн рублей. На данный момент работы профинансированы и выполнены на 40%.
"В нашем городе проекты часто остаются на бумаге. Во–первых, нет преемственности решений власти. Во–вторых, у многих, видимо, есть соблазн приобщиться к бюджетной кормушке. И, в–третьих, у города нет стратегии развития территории. Многие идеи превращаются в пустое шарахание из стороны в сторону", — объясняет Марк Лернер, гендиректор компании "Петрополь".

Неожиданные расходы

Расходами на проектирование убытки городского бюджета не ограничиваются. Подрядчики требуют компенсировать расходы на подготовку к строительству. Так, Невская концессионная компания теперь через суд требует от Смольного 15 млн евро (около 1 млрд рублей) за отказ от строительства Орловского тоннеля. В первых инстанциях суд пока на стороне истца.
Компенсацию от города требовала компания "Пилон" за отказ от строительства Ново–Адмиралтейского моста. В 2011 г. она выиграла конкурс на строительство с разработкой рабочей документации. Однако осенью того же года Смольный отказался от этого проекта и расторг контракт с "Пилоном", который уже вышел на стройплощадку. Подрядчик не раскрывает затраты на строительство. По оценкам экспертов, в общей сложности на этот проект было потрачено около 1,5 млрд рублей.
В 2011 г. "Пилон" судился со Смольным, пытаясь взыскать компенсацию своих затрат. Однако потом конфликт был улажен мирным путем, и подрядчик отозвал иск. По словам участников рынка, "Пилону" пообещали несколько крупных подрядов. Например, он выиграл конкурс на строительство моста на остров Серный за 8,7 млрд рублей.
Также Смольному пришлось компенсировать подрядчикам (консорциум французских компаний Beckmann–N'Thepe Architects / TN Landscape designers и ГК "Интарсия") расходы в размере 920 млн рублей на проектирование и подготовку к строительству нового зоопарка, который планировалось возвести рядом с Юнтоловским заказником на севере города. Строительство должно было начаться в 2013 г., но в 2012 г. Смольный передумал строить.
Проблема не в чьем–то злом умысле и стремлении разбазарить бюджет, а в том, что в нашем городе нет преемственности власти. Один градоначальник поднимает проект как флаг и добивается его финансирования. Но приходит следующий, у него свои проекты. Идеи предшественника не кажутся важными, финансирование прекращается. А проектирование дорогое удовольствие. При смене отношения власти к проекту вылезают неустойки по обязательствам исполнения договоров по проектированию, изысканиям и другим работам. Получается, что проект отменен, а траты на него продолжаются.
Александр Лелин
Экс Генеральный Директор "Ленстройтреста"
Большие проекты, как правило, долгие и дорогие. И причины здесь не в сговоре или коррупции. Может измениться сам проект, может истечь срок экспертиз и разрешений (не успел — необходимо обновлять). Самих изысканий и работ очень много. Также актуальна тема с импортозамещением. Мы пару раз сталкивались с требованием заменить оборудование на российское — и тут либо обосновываешь, что аналогов нет, либо занимаешься перепроектированием. Большие проекты требуют политической воли городской власти, так как они затрагивают вопросы, подведомственные разным комитетам.
Марина Федорова
Заместитель Директора По Развитию По Региону Северо–Запад Гк "Спектрум"