Год назад рубль отпустили в свободное плавание

Автор фото: Юрий Осетров/ТАСС

Новой волны девальвации рубля не будет, заявили в ЦБ и Минэкономразвития в годовщину свободного курса рубля. За год после эпохального для российской экономики решения доллар вырос почти на 20 рублей. Правда, ужасом это уже никто не считает — привыкли.

Ровно год назад, 10 ноября, Банк России перестал заниматься регулированием курса национальной валюты и отпустил ее в свободное плавание. Вкупе с дешевой нефтью и санкциями это вылилось в череду свободных взлетов и падений рубля. Сегодня глава ЦБ Эльвира Набиуллина и министр экономического развития Алексей Улюкаев занимались словесными интервенциями — наперебой говорили, что новой волны ослабления не будет. Экономика, мол, адаптировалась, рубль нащупал равновесный курс.
Важно вспомнить, что нащупывал рубль его и раньше, когда доллар внезапно подешевел к середине апреля до 49 рублей. Чиновники тогда даже говорили о переоцененности: недорогая нефть делала курс совсем невыгодным для бюджета. С тех пор такого дна американская валюта еще не достигала.
Последние несколько дней курс доллара держится вблизи 64,5 рублей. К слову о колебаниях, которые, по словам Набиуллиной, снижаются, выше 64 рублей доллар подскочил в пятницу, 6 ноября. Американская валюта росла по всему миру на хорошей статистике из США, к рублю — на 109 копеек. 
Год назад, в день освобождения рубля, доллар на Московской бирже колебался вблизи 45 рублей. Но свобдоное плавание по факту началось лишь на следующий день. По данным на сайте ЦБ, 10 ноября прошлого года для поддержки курса было продано $350 млн. Рубль на всякий случай поддерживали интервенциями. Отпуская его, в ЦБ так и говорили: мол, оставляем за собой право на его поддержку в кризисной ситуации. А она ждать себя не заставила: уже 2 декабря регулятор продал $700 млн, затем 4 и 8 декабря — по $1,9 млрд. Всего за декабрь ЦБ сжег во имя рубля $10,38 млрд из резервов.
Динамика курса доллара
Источник: Московская биржа
Затем интервенций не было до 13 мая. Но тогда в ЦБ решили, наоборот, не тратить валюту, а покупать — по $100-200 млн в день. Таким образом хотели пополнить резервы, истощившиеся в кризис. Кубышку хотели наполнить до $500 млрд, однако остановиться пришлось раньше — 28 июля. ЦБ решил не усугублять ситуацию из-за внешних проблем: цены на нефть снова поползли вниз, начинало трясти Китай. Золотовалютные резервы на сегодняшний день составляют $362,9 млрд.
Заграничные риски для рубля сейчас, конечно, сохраняются, говорит Набиуллина прежде всего о ценах на нефть, но колебания постепенно ослабевают. Формулировка, конечно, интересная: можно понять ее так, будто рубль продолжит падать без колебаний, уверенно. А можно и наоборот. Улюкаев ведет себя бодрее: причин для новой девальвации нет, говорит он. "Ситуация с текущим счетом довольно устойчивая, по капитальному счету улучшается", — цитирует чиновника-экономиста РИА "Новости".
Прошел год, а власти так и не нашли способа объяснить простому россиянину, что, собственно, происходит. Ну то есть всем, конечно, уже ясно, почему выросли цены — подорожала валюта. Но почему бы ей не подорожать вновь, по-человечески никто объяснить не может. В начале декабря 2014 года всех успокаивали так же высокопарно.
Сегодня курса доллара, который еще год назад вызывал бы ужас — а ровно такой курс был на биже уже через месяц, 16 декабря никто особенно не замечает. Очередей в обменниках нет, никто даже не шутит на эту тему. При этом оборот розничной торговли в сентябре упал на 10,4% в годовом выражении, до 2,336 трлн рублей, — это максимальное падение с 2000 года. За 9 месяцев оборот ретейла, по данным Росстата, сократился на 8,5%, до 19,973 трлн рублей.
Люди стали экономить даже на еде. Доля покупателей дешевых товаров выросла за последний квартал с 63% до 69%, отметил в "Потребительском индексе Иванова" Sberbank CIB. Из них 65 % выбирают дешевые магазины, 61% стали есть меньше деликатесов, а 55% покупают товары "по акциям". В общем, действительно, получается, что адаптировалась не только экономика. Россияне тоже прошли стадии отрицания, гнева, торга и депрессии и приняли все как есть.