Зачем нужен менеджер по персоналу

Директор по персоналу ООО "Воздушные ворота Северной столицы", партнер проекта HR Alter Ego компании BI TO BE Яна Донская - о том, зачем сегодня нужен менеджер по персоналу.

Прошло то время, когда понятия "модель компетенций" или "ассессмент–центр" были в новинку. И, как это часто бывает на стадии зрелости, появилось много формального в подходе к управлению персоналом, стало меньше креатива, страсти, блеска в глазах. Выкристаллизовывается такой подход — "ничего личного". Стала уходить глубина понимания задачи HR–менеджера. Акценты сместились с темы "роли личности в истории" в сторону отношения к персоналу как к ресурсу, имеющему свои качественные и количественные характеристики, которые нужно вовремя измерять и, исходя из полученных данных, производить "оздоравливающее управленческое воздействие". Зачастую роль HR–менеджера стала походить на роль воспитателя в детском саду.
В этом неприятно признаваться, но, если опросить обычных сотрудников, многие недолюбливают современных эйчаров как раз за такой подход. И, конечно, моменты, связанные с экономическими кризисами, не добавляют позитива, дополнительно превращая эйчаров в своеобразных счетоводов, которые должны относиться к персоналу как к статье затрат и обеспечивать максимально быструю экономию ресурса.
Зачем в таком случае сегодня нужен менеджер по персоналу в организации? С моей точки зрения, профессиональный HR уже не просто специалист, который должен знать, как отбирать, оценивать и развивать персонал организации. Это прежде всего управленец, который повышает эффективность бизнеса, наряду с представителями других функций. Знания для этого тоже нужны новые. Иное смысловое поле. Понимание практики бизнеса. Умение видеть, в чем создание дополнительной стоимости бизнеса. Куда стоит инвестировать и с какими затратами надо прощаться. Но одних цифр недостаточно. Важно еще понимание того, какую идею ты привносишь в организацию. Каким образом ты влияешь на коллектив. Если обладать этим пониманием, не придется бесконечно обсуждать, как эйчару стать реальным бизнес–партнером, он уже им будет по сути, а не исходя из названия должности. Причем партнером нужно быть не только бизнесу, но и каждому сотруднику. В этом синергия успеха.
Сегодня существует большое количество программ обучения классике управления персоналом, включая формат высшего образования. Но далеко не все они нацелены подготовить специалистов в области работы с персоналом к адаптации в условиях экономических сложностей. Новое звучание нужно не только самой профессии, но и тем программам, которые призваны сегодня обеспечить российскую экономику профессионалами в области управления персоналом.
И есть надежда, что кризисное время поспособствует такой модернизации.