Грузоперевозчики проводят сегодня масштабную акцию протеста против запуска системы взимания платы за проезд по федеральным трассам — "Платон". Если власти не отложат запуск, то бизнес остановит перевозки.
С 15 ноября
правительство России намерено взимать с грузовиков массой более 12 т плату за проезд по федеральным трассам в размере 3,73 рубля за 1 км пробега. Для этого по заказу Минтранса разработана специальная система под названием "Платон". Предполагается, что перевозчики будут регистрироваться в системе, перечислять деньги авансом, а система — следить за передвижением машин и списывать плату со счетов перевозчиков за пройденные километры. За неоплаченный проезд им грозят гигантские штрафы — от 450 тыс. до 1 млн рублей. Бизнесмены говорят о проблемах с регистрацией машин в системе и боятся, что "Платон", обнаружив такие неучтенные грузовики, обнулит их счета, выписав штрафы, которые не факт, что удастся оспорить в судах.
Поэтому предприниматели решили провести сегодня, 2 ноября, предупредительную акцию протеста — большегрузы будут двигаться по всем дорогам России в правой полосе со скоростью 10–20 км/ч. Если правительство их не услышит, то 15 ноября многие из них готовы остановить перевозки, чтобы избежать рисков финансовых потерь. "Мы хотим добиться того, чтобы власти вступили с нами в диалог, ввели мораторий на взимание платы, учли особенности нашей работы", — говорит Владимир Матягин, председатель совета НП "Грузавтотранс".
Министерская регистрация
Конкурс Минтранса на создание национальной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам выиграло ООО "РТ–Инвест транспортные системы", аффилированное с корпорацией "Ростех", которую возглавляет Сергей Чемезов, давний друг и соратник президента РФ Владимира Путина.
Глава ООО Александр Советников в своем интервью этим летом говорил, что к 15 ноября система "Платон" будет работоспособна. Участники рынка уверяют, что сейчас, за 2 недели до запуска системы, не могут зарегистрироваться в ней, нет договоров, то есть не ясно, на каком основании перечислять деньги ООО "РТ–Инвест", не выдаются бортовые устройства, которые должны определять координаты автомобиля и пройденное расстояние.
Корреспондент "ДП" позвонил по горячей линии системы "Платон", на другом конце провода заверили, что в пятницу бортовые устройства поступили, их можно получить в информационном центре. Насколько точно эти устройства позиционируют автомобиль на дороге, неясно. Нередко параллельно федеральной трассе (за проезд по которой теперь надо платить) идет "бесплатная" региональная дорога. И именно по ней может двигаться автомобиль, а на какой дороге его будет позиционировать бортовое устройство, не узнаешь, пока не проедешь. За такие технические ошибки придется платить перевозчику.
"Я, скорее всего, с 15–го числа приостановлю деятельность, посмотрю, как все будет работать у других. Мы не можем позволить себе получать штрафы по 400 тыс. — 1 млн рублей. Мы не зарабатываем столько, чтобы их оплачивать", — говорит Артем Баршай, гендиректор ЗАО "Союзхимтранс–Авто".
"Нам только сегодня открыли вход в личный кабинет, хотя мы подали заявку в первый день их приема. Но логин и пароль для входа смогли получить только после обращения к министру транспорта Максиму Соколову, главе Росавтодора и руководству "РТ–Инвест", — говорит Ринат Наметов, менеджер по логистике ИП Магомедов З. Н. — Сейчас изучаем систему и находим в ней очень много недочетов. Мы тоже готовы с 14 ноября остановить грузовой транспорт".
Не в нашу пользу
Аванс на расчеты с "Платоном" составит около 15% от месячного оборота перевозчика. "Я готова поставить свои машины. Спрос сейчас сильно упал. Тарифы минимальные. Рейс из Финляндии в Москву стоит 60–65 тыс. рублей. Таких низких тарифов не было никогда. Более того, заказчики раньше платили в течение 14 дней, а сегодня — в течение месяца. Оборотных средств не хватает, а еще нужно аванс внести на платные дороги. Из каких средств?!" — восклицает Мария Храпунова, директор ООО "ВВС–Транс".
Руководитель Северо–Западного филиала
АСМАП Александр Дацюк говорит, что введение платы за дороги подрывает конкурентоспособность наших международных перевозчиков в сравнении с иностранными, прежде всего с белорусскими, казахстанскими, так как они не будут платить за проезд по нашим дорогам. Но не это, по мнению эксперта, сейчас самое важное. "В Германии, когда вводили подобную систему, она 2 года функционировала в тестовом режиме. За это время ее отладили. Так же надо поступить и нам. Причем там плату взимают не авансом, а по факту проезда", — выражает типичное мнение перевозчиков Александр Дацюк.