Первые версии катастрофы

Автор фото: Global Look Press

«ДП» выяснил, кому принадлежит авиакомпания «Когалымавиа», самолет которой разбился сегодня в Египте. Конечным собственником перевозчика оказался турецкий холдинг. Эксперты уже назвали первые версии трагедии.

ООО «Авикомпания Когалымавиа», чей самолет потерпел крушение на пути из Шарм-эль-Шейха в Петербург, является частью крупного турецкого туристического холдинга TH&C. Его контролируют Хамит Багана, Амирбек Гагаев, Бувайсар Халидов. Согласно данным СПАРК, через московское ООО «Западная авиационно-инвестиционная компания» они владеют с 2012 года 100% долей «Когалымавиа». Прежде она принадлежала структурам российского нефтегазовой компании «Лукойл». Оборот авиакомпании за 2014 год составил 7,8 млрд рублей.
Самолеты компании использовались в основном в интересах туроператоров, входящих в TH&C, в частности, компании BRISCO, которая и была заказчиком трагического рейса 9268. На борту разбившегося Airbus А-321 находилось 224 человека, в основном туристы из Петербурга. Среди них 17 детей и 7 членов экипажа. Известно также, что этим рейсом возвращался на родину с отдыха заместитель главы Псковской области, депутат городской Думы Александр Копылов. Правительство Пскова подтвердило эту информацию.
Версии трагедии
Самолет потерпел крушение, пролетая над Синайским полуостровом — одна из самых горячих точек мира. Первая мысль после трагедии над Донбассом с малазийским авиалайнером о том, что самолет мог быть сбит. Эту версию, кстати, одной из первых высказал представитель Росавиации. Однако Египет официально опроверг такое предположение. По мнению главы египетского комитета по мониторингу последствий катастрофы Айман аль-Мукадама, наиболее вероятной причиной крушения российского лайнера являются технические неполадки.
Пилоты самолета, как выяснилось, неоднократно на протяжении последней недели жаловались на некорректную работу двигателей разбившегося воздушного судна. А вылетев из аэропорта Шарм-эль-Шейха, командир корабля доложил о возникновении технической неисправности и запросили экстренную посадку в аэропорту Каира. Сообщалось о неполадках в радиостанции, что может свидетельствовать о сбоях в бортовой электронике. До каирского аэропорта воздушное судно не добралось.
В истинных причинах катастрофы разберется созданная по поручению президента РФ Владимира Путина, госкомиссия. Представители МЧС РФ уже вылетели в Каир.
На момент крушения самолету исполнилось 18,5 лет. Впрочем, после каждой авиакатастрофы эксперты говорят, что техническое состояние воздушного судна не столько зависит от возраста, сколько от качества обслуживания, а с этим у «Когалымавиа», похоже, были некоторые проблемы. Компания оперировала в основном бывшими в употреблении самолетами. Большинство А-321-231 авиакомпании прежде эксплуатировались в турецкой Onur Air.
Проблемы «Когалымавиа»
В августе 2013 года, согласно данным Арбитражного суда, Росавиация провела внеплановую  проверку авиакомпании и обнаружила несколько нарушений правил безопасности. Авиакомпания посчитала требования Росавиации несправедливыми и до марта 2015 года пыталась их оспорить в суде, но тщетно. Более того, из материалов арбитражного суда следует, что Росавиация отказалась сертифицировать три воздушных судна типа А-321, приобретенных Когалымавиа в лизинг (разбившийся самолет не входит в их число).
Арендованные самолеты, по мнению надзорного органа, не соответствовали требованиям безопасности, в частности, самолеты надо дооборудовать системой сигнализации противообледенения. Без этого Росавиация не выдавала разрешение (сертификат) на эксплуатацию самолетов. Компания рассчитывала на эти суда, продавала билеты, но как планировала не смогла ввести их в эксплуатацию, сорвался график полетов. Компания пыталась взыскать с Росавиации понесенные убытки в размере 130 млн рублей, ссылаясь на нарушения прав пассажиров, на то, что самолеты зарегистрированы авиационной администрацией Ирландии и им выданы сертификаты летной годности. Но во всех инстанциях российского арбитража потерпела поражение.
На сайте компании говорится, что на данный момент ее парк насчитывает два самолета А-320 и семь А-321. Компания выполняет рейса во все крупные города России. Сколько рейсов и куда выполняет компания из Петербурга, в Пулково оперативно сообщить не смогли.
История компании
«Когалымавиа» взялась за воздушные перевозки с 1993 года. Сначала она работала под брендом «Колавиа». Но после ряда авиапроишествий сменила название. В мае 2012 года авиакомпания провела ребрендинг, взяв себе торговую марку MetroJet. Под этим именем в 2013 году она вошла в международный туристический холдинг TH&C. И сосредоточила свою деятельность на чартерных рейсах.
В начале становления бизнеса основной доход приносили авиаперевозки в интересах нефтегазовых компаний, в частности «Лукойла», который владел компанией. Затем авиаперевозчик начал развивать чартерные перевозки. В парке компании в то время преобладали отечественные самолеты Ту-134, Ту-154 и вертолеты Ми-8. Позже компания все их списала и заменила поддержанными воздушными судами Airbus.
С самолетами компании неоднократно происходили происшествия. Самое громкое произошло в январе 2011 года — Ту-154Б, совершая рейс из Сургута в Москву, сгорел во время взлета. Возгорание случилось сразу после запуска двигателей. Погибли 3 человека, 43 — пострадали. После этого проишествия в России были приостановлены полеты Ту-154 до выяснения причин. После этого Когалымавиа начала менять устаревшую российскую авиатехнику на иностранную.
Телефоны горячей линии: 8-800-100-2001, 8-800-755-17-17, 8(812) 299-99-9