Удивить арендатора

Владельцы бизнес–центров Петербурга сами не стремятся удивлять своих арендаторов, но зачастую они ищут новых резидентов, которые и будут предоставлять необычные услуги.

Привлекать арендаторов в офисные центры можно и нужно отнюдь не только грамотной ценовой политикой, скидками, акциями, но и соседями. В некоторых американских бизнес–центрах имеется нечто вроде детского сада. Обычное дело — размещение в том же бизнес–центре станций технического обслуживания автомобилей, а также различных курсов повышения квалификации, обучения сотрудников и т. д. Хотя здесь роль управляющей компании сводится все же к грамотному подбору арендаторов: для того чтобы привлечь нужную компанию, ей могут предложить, скажем, льготные условия по оплате — цены будут ниже, чем для "не столь важного" резидента.

Соблюсти баланс

Именно так стали поступать, переняв заокеанский опыт, и отечественные игроки рынка коммерческой недвижимости. До детских садов и автосервисов дело пока не дошло, но к подбору арендаторов большинство управляющих компаний подходят самым серьезным образом. И речь идет не только о сегменте А и А+, но даже о В+.
"На первом этаже мы разместили те компании, услуги которых могут быть востребованы нашими арендаторами. У нас работает флористический салон, полиграфический центр, салон красоты, туристическая фирма и агентство по организации мототуров, не говоря уже о продуктовом магазине и пяти точках питания", — рассказывает директор по маркетингу и продажам компании EKE Ирина Зеренкова.

Стандартный набор

Большинство бизнес–центров в Петербурге предоставляют арендаторам следующий набор стандартных дополнительных услуг: кафе / столовая / ресторан, конференц–залы, банкоматы и вендинговые автоматы. Гораздо реже в них есть фитнес–клубы и салоны красоты.
Широкий спектр услуг — супермаркет, аптека, химчистка и т. п. — гораздо чаще можно встретить в многофункциональных центрах, сочетающих в себе торговую и офисную функции. Руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова с точки зрения инфраструктурного насыщения выделяет два объекта в Петербурге. Это "Технополис Пулково" и "Ренессанс Плаза" (турецкий оператор "Ренессанс девелопмент").
"В "Технополисе" есть, к примеру, такая вещь, как душевые для велосипедистов, а также специальные велостоянки. Плюс кейтеринговые услуги непосредственно в кафе бизнес–центра, переговорные со множеством допопций вроде организации видеоконференций, бесплатный Wi–Fi в лобби, аренда дополнительных рабочих мест в open space и пр. А в "Ренессанс плаза" специально для арендаторов создана небольшая видовая спортивная комната с сауной. Еще одной особенностью является кафе для арендаторов с возможностью корпоративного обслуживания", — говорит она.

Не под одну гребенку

Управляющий директор PM NAI Becar в Петербурге Наталья Скаландис называет среди наиболее распространенных дополнительных услуг для арендаторов бизнес–центров техническое обслуживание и уборку помещений. В рамках этого сервиса часто предоставляют эксклюзивную услугу по уходу за растениями. "Также арендаторы офисных помещений могут воспользоваться услугами кофе–леди — сотрудницы БЦ, которая предлагает компаниям–арендаторам кофе, чай и закуски", — подчеркивает она.
По мнению управляющего партнера БЦ "Сова" Андрея Макарова, прежде чем предлагать какие–то эксклюзивные услуги для арендатора, надо разобраться в том, кого именно нужно привлечь, и после этого сосредоточиться на предложении. "Нельзя абсолютно всех стараться привлечь одним и тем же: кому–то стандартное предложение будет не нужно и не интересно", — считает он.
Среди тех опций, которые можно предлагать всем, Андрей Макаров называет возможность организации кухни, установку вывески на фасаде, а также прокат офисной мебели.