Так просто не отделаться

СПб. Ремонт коммерческих помещений бьет по карману арендодателя в условиях роста цен на отделочные материалы и стагнации арендных ставок.

Добавляет головной боли и увеличившаяся ротация арендаторов.
"При смене арендатора обычно требуется хотя бы косметический ремонт. Каким бы аккуратным ни был предыдущий съемщик, освежить стены и пол после его выезда, скорее всего, придется", — говорит Светлана Мовчан, координатор отдела офисной недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE. Потратиться на серьезный ремонт приходится не только владельцам новых площадей, но и тем, кто давно не выполнял такие работы.
"У каждого ремонта свой срок службы. Срок эксплуатации отделки может варьироваться от 5 до 10 лет в зависимости от ее качества", — напоминает Игорь Темнышев, директор департамента офисной недвижимости компании Colliers International в СПб.

Замещение экономит

В последние годы ставки аренды не росли. При этом выросла инфляция и цены на импортные отделочные материалы. "При выполнении отделочных работ все чаще на замену дорогостоящим импортным материалам ищут аналоги от отечественных производителей, при этом большую роль играет профессионализм дизайнера и качество выполнения работ — умение из недорогих материалов создать достойный интерьер", — отмечает Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank StPetersburg.
Однако избыток предложения значительно сокращает возможность собственников переходить на более экономичные материалы и технологии. Арендаторы не согласны на дешевые решения, и выбор у них сегодня есть.
Самое простое решение для собственников — переложить заботы по отделке на арендаторов — сегодня тоже не срабатывает. Съемщики ищут готовые площади и не хотят вписываться в ремонт без серьезного дисконта по арендной плате. "У многих владельцев коммерческих помещений (особенно если речь о частниках или небольших фирмочках) сегодня физически нет денег на ремонт. Из–за этого они вынуждены переводить свои объекты в более низкую ценовую категорию", — делится наблюдениями заместитель директора агентства "Мой город" Леонид Сандалов.

На все готовое

По свидетельству экспертов Colliers International, за последние 5 лет рынок стал больше тяготеть к готовым решениям в отделке. Арендатор стал требовательнее и хочет получить максимально готовое решение при выборе офиса.
По оценке специалистов компании Maris в ассоциации с CBRE, площади в бизнес–центре с черновой отделкой готовы снять не более 5% клиентов.
Эксперты отмечают, что собственники в целом стали внимательнее подходить к выбору отделочных материалов. Чтобы не производить ремонт каждый раз после выезда арендатора, они стремятся использовать долговечные решения. Так, например, при выборе напольного покрытия все чаще вместо привычного для офиса ковролина предпочтение отдается современным износостойким покрытиям вроде ПВХ.
"Поскольку в большинстве случаев на рынке Петербурга компании заинтересованы в аренде уже готового офиса, собственники стараются применять универсальные решения: спокойный стиль отделки и светлые цвета. Такие офисы напоминают чистый лист бумаги, в нем любая компания сможет с минимальными затратами создать интерьер с индивидуальным корпоративным дизайном", — говорит Марина Пузанова.
Вышесказанное относится к мелким и средним арендаторам.
"Крупным арендаторам чаще всего нужна перепланировка имеющихся помещений. У них свое видение по рассадке, перегородкам и т. д., стандартные варианты обычно не подходят. Объекты под чистовую ищут компании, которым необходимо брендирование: банки, клиники, иногда IT–сегмент", — комментирует Светлана Мовчан.