Дым без огня

Рынок электронных сигарет в Петербурге за 3 года вырос более чем вдвое, достигнув 2 млрд рублей. Табачные компании инвестируют в эту отрасль, но считают, что рынок станет сопоставим с табачным только через 5–10 лет.

За последние 4–5 лет в Петербурге не только росли продажи электронных сигарет в продуктовых и табачных магазинах, но и открывались специализированные магазины, весь ассортимент которых составляют электронные испарители или вейпы (от англ. vaporize — испарять) и аксессуары к ним. Среди таких компаний — сети Safesmoking, Vardex и "Электронная альтернатива", магазины "Бабилон", NAVAHOO, Cloud Cartel, LENINGRAD CLOUD и др.

Мода и цена

Электронная сигарета — это, по сути, ингалятор, который создает дым за счет кипячения жидкости (чаще всего содержащей никотин). Вейп–шопов в городе около 40, однако производителей электронных сигарет в Петербурге пока нет.
Владелец магазина Elsmoke Евгений Осоенок рассказывает, что в основном испарители закупают в Китае, в России же изготавливают жидкости–наполнители, но сами сигареты только собирают из импортных составляющих. Предприниматель считает, что на вейп–курение люди начали переходить не для того, чтобы сэкономить: покупка ароматических жидкостей в итоге обходится не дешевле, чем традиционные сигареты. "Просто это стало отдельной привычкой, за последнее время электронные сигареты превратились в субкультуру, это стало модно, и я думаю, если не появится законодательных запретов, рынок будет развиваться очень быстро", — добавляет Евгений Осоенок.
Участники рынка связывают популярность вейпоров еще и с модой на здоровый образ жизни, но на самом деле ученые еще не пришли к единому мнению о том, действительно ли электронные сигареты менее вредны, чем обычные. Отмечают еще и отсутствие запретов на курение вейпоров в помещениях и общественных местах.
Максим Королев, главный редактор медиагруппы "Русский табак", считает, что развитие рынка электронных испарителей зависит от того, как поведет себя государство: потребителю этот продукт, по его мнению, интересен, и, если госрегулирование не будет репрессивным, он продолжит быстро расти и в перспективе 5–10 лет может стать сопоставимым с табачным рынком. "Вейпоры оттягивают аудиторию не только у табачных компаний, но и у производителей различных никотиновых пластырей, таблеток для отказа от курения и др. — как способ постепенно бросить курить они показали себя более эффективными, — отмечает он. — Но главный фактор для потребителя — цена, и, пока она не ниже, чем у традиционных сигарет, о массовом переходе аудитории в этот сегмент говорить слишком рано".

Сигаретные инвесторы

Рынок электронных испарителей в Петербурге оценивают более чем в 2 млрд рублей. Его участники рассказывают, что после запрета курения в кафе и общественных местах продажи электронных сигарет резко подскочили — на 15–50% у тех, кто уже работал на рынке. В это же время многие продуктовые ретейлеры добавили в ассортимент электронные испарители. До этого, в 2011–2012 годах, по данным ОАО "Эстайлер", объем рынка составлял в России около 16 млрд рублей, в 2014 году он вырос до 25–27 млрд рублей. В ECigIntelligence отмечают, что этот рынок в России пока только зарождается, но в связи с ростом акцизов на табак он может значительно вырасти, особенно в крупных городах. Единственный камень преткновения — регулирование. Пока законодательная база для производства испарителей в России не прописана, участники рынка проходят только добровольную сертификацию химического состава и материалов. Но инвесторы имеют основания опасаться, что запреты не заставят себя ждать — например, этим летом Конфедерация обществ защиты прав потребителей и Коалиция по контролю за табаком предлагали Минздраву ограничить производство электронных сигарет.
Максим Королев добавляет, что для крупных табачных компаний электронные сигареты — не угроза, а новая возможность: одними из первых, кто начал вкладываться в эту отрасль, стали участники рынка сигарет. Например, Philip Morris International вложил в разработку собственного электронного устройства iQOS более $2 млрд. Похожие проекты есть и у "Бритиш Американ Табакко", но пока только за рубежом.
"В регулировании электронных сигарет следует руководствоваться интересами потребителей и не ограничивать развитие инновационной категории", — говорит Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия". По прогнозу ВОЗ, к 2017 году электронные сигареты обгонят по выручке от продаж традиционные, но российские табачники считают, что это будущее еще далеко: объем рынка табака в России — почти 900 млрд рублей, и электронные сигареты пока не составляют для него угрозы.
Я думаю, за ближайший год этот рынок вырастет не меньше чем вдвое. Хотя производителей в России пока не много (мы одни из них), устройства для электронного курения за последние годы перешли на качественно новый уровень. Улучшилась и техническая часть, и ассортимент наполнителей стал гораздо шире. Если раньше это была просто попытка заменить сигареты, теперь — отдельная субкультура, в крупных городах есть вейпорские сообщества, для людей эта продукция становится все более привычной. Конечно, покупатели — в основном те, кто курил и раньше, но многие выбирают жидкости без никотина.
Александр Бирюков
директор по развитию I–like