Правительство России решило доверить сбор штрафов с владельцев грузовиков автоматам

Правительство РФ автоматизирует сбор штрафов за перевес с грузоперевозчиков. Нововведение может разрушить связанный с силовыми структурами бизнес — штрафстоянки для грузовиков. Оборот таких компаний в Петербурге оценивается в 130 млн рублей в год.

Меньше чем через месяц в России заработает автоматизированная система взимания платы за проезд по федеральным дорогам — "Платон". С ее помощью казна будет забирать по 3,73 рубля за каждый километр пробега с банковского счета грузоперевозчика, на который он должен внести аванс до 15 ноября. А затем государство наладит списание штрафов за перевес со счетов перевозчиков.
Эта новация может разрушить связанный с силовыми структурами бизнес — штрафстоянки для грузовиков. В Петербурге совокупный оборот таких компаний оценивается экспертами в 100–130 млн рублей в год.

Видеовзвешивание

Согласно плану мероприятий, недавно утвержденному заместителем председателя правительства РФ Аркадием Дворковичем, полномочиями по фиксации правонарушений наделят владельцев автодорог, в частности Росавтодор, госкомпанию "Автодор", муниципалитеты, концессионеров.
Данные автоматических стационарных пунктов весового контроля свидетельствуют, что за первое полугодие 2015 года 27% грузового транспорта движется по федеральным автомобильным дорогам с превышением допустимых весовых параметров. При этом средний перевес составляет почти 50%.
Ущерб, наносимый дорогам тяжелыми грузовиками, по оценкам Минтранса, превышает 2,5 трлн рублей в год. Существующая на сети автомобильных дорог система контроля транспортных средств малоэффективна, поскольку на пунктах нет достаточной численности инспекторского состава, отмечают чиновники. А представители бизнеса анонимно добавляют, что зачастую вопрос о наказании за перевес решается неформально прямо на дороге, потому что в противном случае будет в 3–5 раз дороже.
Чтобы убить сразу обоих зайцев, чиновники решили исключить человеческий фактор и установить на федеральных трассах 387 комплексов автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля.

Штрафное место

Готовящейся новации рады и сами перевозчики. "Контролирующие органы останавливают грузовые автомобили, взвешивают их на передвижном пункте весового контроля, часто с нарушениями, находят перегруз и отправляют машину на штрафстоянку для грузовиков, откуда быстро ее забрать не представляется возможным, если, конечно, не договориться об "особых условиях", — нарисовали схему в НП "Грузавтотранс".
Как правило, перевозчики весьма сговорчивые, охотно улаживают возникшие неприятности прямо во время взвешивания, ведь если автомобиль задержат, то непредвиденные расходы возрастут с 20 тыс. до 150 тыс. рублей — эта сумма включает в себя простой на специализированной стоянке, а также стоимость услуг надзорных органов по сопровождению задержанного транспортного средства до стоянки.
В нашем законодательстве нет промежуточного механизма между задержанием автомобиля и его отправкой на штрафстоянку, считает председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов Наталья Тимофеева. "В Белоруссии, например, такая возможность предусмотрена, а у нас просто заплатить штраф и ехать дальше невозможно — тебе автоматически светит штрафстоянка и новые траты", — говорит она.
По словам одного бизнесмена, если перевозку осуществляет индивидуальный предприниматель, у которого в парке пара автомобилей, то задержание одного из них разорительно — второй грузовик будет работать на погашение штрафа.

Чьи стоянки

В Петербурге вопрос специализированных стоянок для грузовиков курирует комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Все стоянки — частные, договоры с соответствующими юридическими лицами комитет заключает по итогам конкурсных процедур. Сейчас в городе работает 22 таких участка, сообщили "ДП" в комитете (см. рис.).
В ведомстве не исключают возможности появления в скором времени новых стоянок, так как борьба с перевесом на дорогах растет. Никто из владельцев стоянок не согласился рассказать "ДП" об особенностях своего бизнеса и перспективах его существования в свете грядущих правительственных новаций.
Каждая стоянка, по оценке гендиректора транспортной компании ComGroup Антона Кривошеева, обычно вмещает от 20 до 30 грузовых машин единовременно. Стоимость часа простоя в среднем составляет 60–80 рублей за одну единицу техники.
Вызволить оттуда автомобиль можно либо по закону — устранив причину задержания и получив спецразрешение на перегруз, либо за 10 тыс. рублей. И поскольку на получение разрешения может уйти целый месяц, за который грузовик способен заработать до 1 млн рублей, большинство транспортных компаний предпочитают второй, более быстрый вариант.
Вряд ли в борьбе государства с перегрузом стоит говорить об убытках для бизнеса, поскольку в конечном счете повышение дисциплины при соблюдение правил перевозки хорошо отразится на безопасности, качестве дорожного полотна и т. д. Крупные компании стараются четко соблюдать правила. Большинство нарушений допускаются небольшими игроками этого рынка или же происходят по вине водителей, стремящихся максимизировать свою личную выгоду. Поэтому в долгосрочной перспективе результатом борьбы с перегрузом будут не убытки, а, наоборот, экономия, которая возникнет как результат повышения уровня безопасности перевозок и качества дорожного полотна (увеличения ресурса ходовой части транспортных средств, снижения аварийности и т. д.).
Андрей Блинов
исполнительный директор по автомобильным перевозкам ГК "ЖелДорЭкспедиция"
Необходимо ввести мораторий, пока не найдем решения проблемы перегрузов — путем создания СРО, разработки стандартов и правил совместно с законодателями и грузоперевозчиками. Мы предлагаем поставить в портах терминалы оплаты перегруза, когда он минимален. Для большого перегруза — решать проблемы совместно с государством. Сегодняшняя система не соответствует запросам бизнеса и государства. Некоторые перевозчики, нарушая правила, платят очень большие штрафы, но деньги не всегда доходят до бюджета. Например, за эвакуацию грузовика выписывают документы на физлицо об оказании услуг стоимостью 16 тыс. рублей за единицу техники. Если вы с прицепом, то это уже две единицы, и в итоге придется заплатить 32 тыс.
Владимир Матягин
Председатель Совета Нп "Грузавтотранс"