Отрезвляющие требования

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка готовит новые требования к торговле спиртным. В зоне риска — 20 тыс. розничных игроков.

Впроекте готовящихся новых правил, которые Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) предлагает соблюдать владельцам складов и магазинов, торгующих алкоголем, девять пунктов. Среди прочих требований: у торговых объектов и складских помещений, которые занимают часть жилого здания, обязательно должен быть оборудован отдельный вход. Склады и торговые объекты должны быть изолированы друг от друга и от служебных, подсобных и иных помещений стенами или перегородками высотой от пола до потолка. На складах должны соблюдаться условия хранения алкогольной продукции, установленные ее изготовителем, и так далее.
Совладелец сети "0,75" Юрий Горюнов говорит, что уже сейчас перечень требований вызывает у него серьезные вопросы. "Например, одно из положений требует, чтобы склады были отапливаемыми. В случае принятия новых требований придется переоборудовать складские помещения. Сейчас мы не размещаем склады в помещениях с отоплением, чтобы не было проблем с температурой хранения", — говорит бизнесмен.
Новые правила коснутся в основном малого бизнеса, и их нарушение позволит проверяющим органам лишать магазины права торговать крепкими напитками. "Соблюсти требования к температуре хранения продукции будет почти невозможно. Различные виды алкоголя соседствуют в единственном складском помещении — другого у малого бизнеса попросту нет", — замечает президент центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. По его оценке, продажи алкогольной продукции в магазинах формата у дома составляют до 30% от ежемесячного оборота, у сетей регионального значения — до 20%. Если их лишить права продавать алкоголь из–за нарушения трудновыполнимых правил, для большинства торговых объектов это станет невосполнимым уроном. В Петербурге в зоне риска могут оказаться свыше 20 тыс. розничных продавцов алкоголя.
Сейчас новые правила проходят общественное обсуждение. К 1 декабря должны стать известны его итоги. Эксперты полагают, что изменения могут вступить в силу уже в 2016 году. Вадим Дробиз объясняет: "Очередные нововведения отражают политику государства, которое поставило своей задачей к 2018 году вдвое сократить в стране число торговых точек, продающих крепкий алкоголь: с 240 тыс. до 120 тыс.".
"Для крупных игроков подстроиться под требования не составит труда, а вот для малых это потребует дополнительных инвестиций в сотни тысяч рублей", — говорит Илья Пинский, зампредседателя ассоциации торговых предприятий "СОЮЗ". Он подчеркивает, что для регулирования деятельности продавцов алкоголя уже есть требования по товарному соседству, СЭС, пожарной безопасности, требования к хранению товара и т. п.
Владислав Жижкун, директор ООО "Парамед" и владелец розничных магазинов, считает, что инициатива регулятора — это очередная попытка задавить бизнес десятками избыточных требований, которые постоянно появляются по инициативе госструктур. "Малые компании в будущем году будут обязаны учитывать каждую проданную бутылку. Якобы это остановит нелегальные продажи. Но предоставлять сведения о контрафакте зарабатывающие на этом люди в любом случае не станут", — возмущается он.
В крупных сетях, например в "Ашане" и "Дикси", предпочли воздержаться от комментариев.